Если умер родственник: кого вызывать жителям Ставрополя
Незнание не освобождает…
В полпервого вызвали «скорую», через двадцать минут она констатировала смерть от старости. В четыре утра приехал майор из райотдела полиции, составил какую-то бумагу, родственники, не особо вдаваясь, что это, ее подписали. А на слова майора, что нужно обязательно вызвать судмедэксперта, особого внимания не обратили. Еще и потому, что полицейский обмолвился, что того придется везти туда и обратно. Лишних денег в семье не было, в том числе и на такси для эксперта. Бабушка давно и прочно болела, участковый врач у нее бывал регулярно. Так что, посчитала семья, проблем со справкой о смерти в поликлинике не будет.
Наутро в поликлинике справку о смерти просто не дали. Ни участковый терапевт, ни заместитель главного врача, к которому пробился коллега. Отказались наотрез. С простой такой ссылкой: сейчас такой порядок. Справка - только после осмотра эксперта. Мы решили разобраться, что это за такой новый порядок.
Такой порядок
В нашем случае речь шла только о потерянном времени. И незнание алгоритма действий сыграло с моим коллегой нехорошую шутку. Но, заглянув в Интернет, я нашла десятка два страшилок, когда этот новый порядок в других регионах оборачивался двух- и трехсуточными задержками с похоронами и другими неприятностями.
- В Ставропольском крае такого просто не может быть, - говорит Хорен Аванесян, заведующий отделом Бюро судебно-медицинской экспертизы Ставропольского края. - Но ни одна справка о смерти покойного теперь не выдается без осмотра тела судебно-медицинским экспертом.
- А ведь раньше было достаточно справки, которую выдавал участковый доктор, - припоминаю я.
- Теперь недостаточно.
- Но многие люди об этом не знают, вот и возникает путаница.
Вопросы «как» и «почему» я, на первый взгляд, нелогично поменяла местами. Потому что, думаю, все-таки важнее разъяснить людям, как им нужно поступать в случае смерти в семье, а потом уже вернуться к причинам, побудившим Ставрополье перейти на новый порядок выдачи справок о смерти. Кстати сказать, единого на всю Россию правила, как выдавать такие справки, нет. Как многое в нашей жизни, эта процедура нерегламентирована. В Москве, например, уже очень давно справки о смерти не выдают без осмотра судебно-медицинского эксперта, в соседних с нами регионах Северного Кавказа к такой процедуре только-только приступают.
Алгоритм действий
Итак, если в семье случилось несчастье - умер родственник, нужно вызвать скорую помощь (телефон 03) и полицию (телефон 02). Бригада «скорой» фиксирует смерть. И именно она, если родственники этого не сделали, сообщает о факте смерти в дежурную часть отдела полиции. Присутствие полицейского обязательно! Именно он должен четко и толково объяснить родственникам, как им поступать дальше. Возможны два пути.
Первый: полицейский по наружному осмотру тела не видит признаков насильственной смерти, он составляет документ об этом. Но родственникам все равно нужно обратиться в Бюро судебно-медицинской экспертизы (телефон в Ставрополе 26-00-49). И телефон, и эксперты работают круглосуточно.
Второй путь: полицейский сомневается в причине смерти. Он выносит постановление о назначении судебно-медицинского исследования (экспертизы) и сообщает об этом в Бюро судебно-медицинской экспертизы. Тут уже родственникам делать ничего не надо, приедет специальная машина с экспертом и санитаром, тело после осмотра эксперта заберут в морг, и только на основании вскрытия выдается справка о смерти. По словам Хорена Аванесяна, никаких очередей и суточных ожиданий в Ставрополе и других городах и селах края не наблюдается.
Никаких денег
Но вот что выяснилось. Можно вызвать всю дежурную бригаду судмед-экспертизы с экспертом и санитаром. Эксперт на месте осмотрит тело и выдаст справку об отсутствии признаков насильственной смерти. А труп доставят в морг на автомобиле бюро. Многие думают, до недавнего времени и я в том числе, что эта процедура стоит денег, причем немалых.
- Мы не берем никаких денег, - говорит Хорен Аванесян. – Бюро судебно-медицинской экспертизы – это государственное учреждение, которое финансируется за счет бюджета. Если тело доставили к нам, пять дней мы его можем хранить бесплатно. Хотя и это не предел. Что-то я даже вспомнить не могу, чтобы мы кому-то отказали, если вышел срок.
Причем везти тело к эксперту или наоборот - это свободный выбор родственников. Но о транспорте для эксперта придется позаботиться. Потому что, говорят в Бюро судебно-медицинской экспертизы, гонять спецмашину без надобности (а она должна ехать в полном комплекте – водитель, эксперт и санитар) нет резона. Потому что по своему прямому назначению – перевозке трупов – она весьма и весьма востребованна.
Платные услуги, впрочем, тоже есть. Но к нашему случаю они не относятся. И не могу не отметить, что в Бюро судебно-медицинской экспертизы уже работает ритуальный зал, которого раньше не было. Время показало, что помещения не хватает, и сейчас идет его реконструкция. Здесь и попрощаться можно с человеком, и отпеть его по христианским канонам.
Хороняки и их помощники
А теперь займемся поиском ответа на вопрос, почему порядок выдачи справок о смерти стал строже.
Причин здесь несколько. Первая и главная из них – жадные, по выражению «Уральских пельменей», «хороняки» – сотрудники ритуальных бюро и агентств. Бывали случаи, когда при подозрении на насильственную смерть эксперты не успевали забрать труп - его утаскивали ретивые похоронщики и порой даже успевали захоронить. Приходилось труп эксгумировать и все равно вскрывать. Кто сдает ритуальным бюро свежие адреса – вопрос, конечно, интересный и не до конца изученный правоохранительными органами. Сотрудники «Скорой помощи» или сами полицейские? Возможно, и те, и другие. По нашим данным, сейчас в ГУ МВД России по Ставропольскому краю проводится служебная проверка по участковым уполномоченным полиции города Ставрополя, причастным к «адресной помощи» похоронным бюро.
- Знаю я их расценки, - продолжает тему начальник краевого Бюро судебно-медицинской экспертизы Анатолий Копылов. - По тысяче рублей платят похоронщики за адрес. Данные о таких безобразиях у меня есть по двум городам Кавминвод. С соответствующим заявлением я обратился в прокуратуру Ставропольского края. Сейчас надзорное ведомство проводит проверку.
О ее результатах А. Копылов пообещал рассказать и читателям «Ставропольской правды».
Преступления и покаяние
Вторая причина «справочного ужесточения» - невозможность неспециалисту, то есть не судебно-медицинскому эксперту, а тому же полицейскому, с первого взгляда установить, насильственной или естественной была смерть. Историй такого рода в бюро знают великое множество. Расскажу только три из них – самые типичные, на мой взгляд.
Когда человек прикован к постели, он слабеет во всех смыслах этого слова. И расправиться с ним при желании можно легко. Например, задушить (подробности по понятным причинам опускаю) так, чтобы не осталось видимых следов. На первый взгляд, умер человек своей смертью, потому что давно болел. И только опытный судмедэксперт увидит невидимое всем остальным.
Еще был случай. У дедушки умерла жена, которая в силу возраста была не сильно здорова. Участковый терапевт выдала справку о смерти. А через полгода дедушка пришел в полицию и ну рыдать: «Не могу больше с этим жить, это я ее убил!».
И такая история. Во дворе дома на пожилую женщину наехала машина соседа. Просто толкнула, но женщина упала и сломала шейку бедра. Сосед и деньгами помог, и навещать приходил. Лежала прикованная к постели женщина, а потом от лежачего положения у нее начались другие болезни. От них она и умерла.
- И вся ситуация меняется в корне, - разъясняет Хорен Аванесян, - история со сбитой женщиной приобретает иной характер, ведь приведшие к смерти осложнения имеют прямую причинно-следственную связь с травмой.
Межведомственное взаимодействие
Теперь понимаете, почему терпеть такое положение больше было нельзя? С полгода назад прошло первое межведомственное совещание правоохранителей, медиков и судебно-медицинских экспертов, на котором обсудили все эти проблемы. Так и пришли к новому порядку выдачи справок о смерти.
- Ориентировались на те регионы, - говорит Хорен Аванесян, - где такая работа уже началась, там есть даже приказы региональных минздравов, которые регламентируют порядок взаимодействия всех со всеми и алгоритм выдачи таких справок. Уже сейчас можно с уверенностью говорить о пользе нового порядка. Эксперты больше стали выявлять насильственных смертей, постигших людей трудоспособного возраста. Это отравления, переломы, асфиксии. Значит, преступлений без наказания становится меньше.
Но вопрос о том, как узнать обо всех этих новшествах простому человеку, пока остается открытым. Я предложила экспертизе разработать специальную памятку с алгоритмом действий. Чтобы полицейские и врачи скорой помощи вручали ее родственникам умершего. В Бюро судебно-медицинской экспертизы заверили, что сделают такую памятку в ближайшее время. А пока такой памяткой станет этот материал, который Анатолий Копылов пообещал разместить на сайте своей организации.
15 августа 2017 года