За дымкой времени

Города начинаются с легенд. И Ставрополь, названный в свое время российскими воротами на Кавказ, в этом смысле не представляет никакого исключения из общего правила. Его рождение тоже окутано дымкой седых преданий, разобраться в которых, отличить в них правду от вымысла подчас бывает довольно непросто. Одно несомненно: город имеет историю славную и героическую, а орден Октябрьской Революции на его знамени — свидетельство признания заслуг ставропольцев перед Родиной в самые разные годы — и мирные, и военные...

А начало Ставрополя - в восемнадцатом веке. Больше двух столетий назад появился он на сводном плане Российской империи, сначала маленькой точкой, а потом и заметным, солидным кружком. Его истоком стал проект, который предложил императрице Екатерине Великой ее всесильный фаворит — умный и дельный военачальник Григорий Потемкин. Желая наконец полностью обезопасить границы государства от бесконечных разбойничьих нашествий неприятеля, Потемкин решил возвести на всем протяжении от Азова до Моздока сеть фортификационных сооружений, которые и получили впоследствии название Азово-Моздокской укрепленной линии.

«Учреждаемые по линии... укрепленные селения наименовать: 1-е с-я Екатерины, 2-е с-гo апостола Павла, 3-е с-я Марии, 4-е с-го Георгия, 5-е с-го апостола Андрея, 6-е с-го Александра Невского, 7-е Ставрополь...»

Такое вот достаточно четкое указание дал Потемкин главному строителю новой линии генералу Якоби.

Потом бытовало немало вариантов и всевозможных объяснений столь необычного для России названия: Ставрополь в переводе с греческого означает «город креста».

Легенда, усиленно распространяемая и поддерживаемая в течение многих десятилетий, гласила, что еще в самом начальном периоде строительства городских укреплений казаками был найден в земле огромный каменный крест - дескать, имя будущему городу подсказало само всевидящее и всемогущее провидение.

Разумеется, ничего подобного в самом деле не было и в помине. Давая новой крепости название, Потемкин, скорее всего, руководствовался соображениями чисто символического характера: дескать, победа России в ее кровопролитных Кавказских войнах - дело исторически давно предрешенное...

И Ставрополь начал строиться. 22 октября 1777 года - его «официальный» день рождения: именно тогда на опушке Черного леса у реки Ташлы появились первые шесть эскадронов драгун и 250 хоперских казаков. Застучали топоры, истошно завизжали пилы.

И вскоре начали дружно вставать одна подле другой русские рубленые избы — человек везде способен обживаться достаточно быстро.

А они, те люди, приехали сюда, чтобы поселиться надолго, даже навсегда. Само собою разумеется, место для новой крепости постарались выбрать как можно лучше - на возвышенности, чтобы господствовала она над всей окружающей местностью, чтобы все дороги видны были отсюда как на ладони, чтобы ни единый враг не смог проскользнуть незамеченным.

И так уж сложилось, что Ставропольская крепость с первых дней своего существования оказалась одной из главнейших на линии — она перекрыла и взяла под надежный контроль все пути, ведущие на Дон и Волгу. Через нее пошло снабжение войск продовольствием, велись дипломатические сношения с народами Кавказа и Закавказья.

Юрий ХРИСТИНИН
«За дымкой времени»
Газета «Ставропольская правда»
28 июля 2017 года