«Ставропольская правда» в судьбе семьи Кости Рябоконя, героически погибшего в Чечне
Редакция «Ставропольской правды» не только помогла в свое время встрече двух матерей, но и приняла участие в судьбе семьи Кости Рябоконя. Благодаря нашей поддержке получила образование младшая сестра Константина Нина, которой было всего 12 лет, когда погиб брат. Недавно мы получили от нее весточку, что стало поводом поездки в Новоселицкое, где сегодня живет наша подшефная девочка.
Два письма
Без предыстории не обойтись. Вначале матери двух геройски погибших бойцов ничего не знали друг о друге, пока в части, где служил Костя Рябоконь, его матери Татьяне Леонидовне не дали адрес Надежды Шубиной, мамы Романа. Началась переписка.
Обе матери в свое время получили письма одинакового содержания: «С большим прискорбием сообщаем Вам, что Ваш сын погиб смертью храбрых при выполнении правительственной задачи по установлению конституционного строя...».
Радиотелеграфист Костя Рябоконь вызвался прикрыть отход своей десантной разведывательной группы. Несмотря на то что снайпер ранил его в плечо, продолжал вести огонь. Вторая пуля попала в ногу. Товарищи слышали стрельбу до тех пор, пока не отошли на безопасную дистанцию. Костин автомат замолчал на некоторое время. Затем снова «заговорил». Но это были уже редкие выстрелы. Стало понятно, что парень теряет силы. Не дожидаясь приказа, Роман Шубин с криком «Он же еще живой!» кинулся на выручку. И даже успел сделать товарищу обезболивающий укол. Однако снайпер все это время выжидал, держа обоих под прицелом. Прозвучало два одиночных выстрела. И все…
В мае 2004 года приехала в Ростовановское Надежда Всеволодовна Шубина поклониться могиле друга своего сына. Кладбище, на котором упокоился Константин, находится в живописном месте, на высоком берегу водохранилища. Много людей собрала встреча двух солдатских матерей. Были не только представители «Ставропольской правды» и «Вятского края», но и журналисты многих других СМИ, соседи, родственники, одноклассники. Друг Кости Александр Резюков и по сию пору в годовщину обязательно навещает могилу Константина. Приезжали в первые годы после гибели и однополчане, которым он спас жизнь.
Позже вместе с бригадой «СП» отправилась в деревню Дубровку Кировской области на могилу Романа и Татьяна Леонидовна Рябоконь. Я хорошо запомнила это тихое, окруженное вековым лесом кладбище. Вместе с нами пришли поклониться памяти Романа его одноклассники, друзья, представители местной власти.
Как и в первую встречу, две матери никак не могли наговориться. И без слез не обошлось. Вспоминали, как своих кровинушек провожали в школу, потом в армию, как ждали от них писем.
«Спасибо Вам за доброту»
Акция «СП» стартовала в 2000 году, когда, как уже было сказано, младшая сестренка героя Нина была школьницей. Семье приходилось трудновато. Отец Борис Владимирович не работал, получал инвалидскую пенсию. Татьяна Леонидовна трудилась социальным работником, которым тогда платили немного. Редакция «СП», чтобы поддержать семью, приняла решение выплачивать пособие на погибшего сына. Деньги небольшие. Но тогда это было серьезной поддержкой, которая помогла Нине закончить кооперативный техникум, после которого она поступила на третий курс Московского гуманитарного экономического института.
Это было почти 17 лет назад. Сегодня нашей подшефной уже 29 лет. Вот цитата из ее письма: «Здравствуйте, моя дорогая и любимая редакция «Ставропольской правды», пишет Вам Нина Рябоконь - девочка, которая стала мамой и сменила фамилию. Огромное спасибо Вам за доброту, теплоту, которую Вы нам дарили. Ведь Вы помогли мне проложить дорожку в жизнь, хотя я и не стала врачом, как мечтала, но получила другое высшее образование, экономическое. Спасибо, спасибо Вам. Мамочка и папочка живут хорошо, нянькают внуков - у них их теперь трое: у меня родился сын , 13 мая ему исполнилось два года (еще двое - дети среднего брата Владимира. - Л.К.)».
Особое спасибо прозвучало в письме нашей сотруднице Валентине Лезвиной: «Тетечка Валечка, я никогда не перестану Вами восхищаться, вашей добротой и большим отзывчивым сердцем».
«Ставропольская правда» может гордиться своей подшефной, которая на хорошем счету в муниципальном бюджетном учреждении Новоселицкого района «Центр обслуживания», где работает бухгалтером. А недавно ей вручили почетную грамоту за активное участие в общественной жизни села в связи с празднованием Дня молодежи.
Это судьба
Кстати, девятнадцатилетие Нины совпало с 90-летием «Ставропольской правды». Семья Рябоконь была на том юбилее. Татьяна Леонидовна и Нина были приглашены на сцену и были очень расстроганы всеобщим вниманием. Это событие Нина Рябоконь (теперь Невструева) хорошо запомнила. Неслучайно возникло желание написать письмо в редакцию. Мне она объяснила свой поступок так: «Я просто хотела сказать спасибо, не для того, чтобы обо мне писали. Каждый год 23 февраля, в День защитника Отечества, приезжали к нам из редакции с подарками. Всегда что-нибудь полезное привозили для хозяйства. Маме, когда у нее сильно болела спина (почти десяток лет в свое время проработала Татьяна Леонидовна трактористом в колхозе. - Л.К.) помогли получить путевку в Кумагорскую больницу. Такое не забывается».
Десять лет пролетели быстро. И вот газета уже отмечает столетие. За это время у нашей подшефной, как выяснилось, произошло много перемен в жизни.
Получив высшее образование, начинала наша девочка работать в Ставрополе заведующей магазином. Жизнь круто изменилась после встречи с Александром Невструевым. Теперь вспоминают это событие одинаково. Оба говорят, что сразу поняли: это судьба. Хотя вначале знакомство как-то не задалось. Их пригласили в гости, но что-то там произошло незапланированное у подруги Нины, и встреча не состоялась.
Тогда Нина решила действовать сама, нашла Александра в Одноклассниках. «Он мне сразу понравился», - признается Нина. Александр, как и подобает главе семейства, немного суров: на мой вопрос, как ему показалась Нина, ответил по-мужски просто: «Как вы думаете, если я ей через три недели предложение сделал?». Как говорится, вопросов больше не имеем.
Александр тоже работал в Ставрополе учителем физкультуры в школе № 2. Потом нашлась работа в Новоселицком. Теперь он специалист-эксперт отделения по вопросам миграции ОМВД РФ по Новоселицкому району. Жену уговорить переехать удалось не сразу, но уговорил. Ниточка за иголочкой… Да и бабушке Валентине Васильевне (46 лет педагогического стажа) нужна была помощь. Трудно ей было справляться пусть и с небольшим, но хозяйством. Да и заболела она тогда серьезно. Много было сил молодой семьей положено, чтобы вернуть бабулю к жизни.
И наконец, главный член семьи - младший Невструев. Женя по-мужски серьезен. Обожает машинки, самолеты и всяческую технику. Фотографироваться не очень любит. Большого труда стоило, чтобы он посмотрел в объектив, все норовил ускользнуть. Только на руках у мамы Нины и расслабился, забыл о фотоаппарате. К которому, кстати, упрямо тянулся: хотелось, видно, разобраться, что за машинка такая, почему без колес…
В отпуск к маме
Нина собирается на днях в отпуск вместе с Женей в Ростовановское к маме с папой. Очень скучает и хотела бы жить рядом с родителями. Но уговорить их на переезд невозможно. Родная могила рядом. Кто еще Костю будет проведывать так часто, как мама?!
Память в Ростовановке о Константине Рябоконе жива. На школе, где он учился, появилась мемориальная доска. Рядом, кстати, еще одна памятная доска с именем также геройски погибшего в Чечне Романа Шолоха. В годовщину смерти школьники приносят на их могилы свежие цветы.
С мамой Кости Татьяной Леонидовной удалось связаться только по телефону. Она благодарна людям, что помнят о ее сыне, достойном ордена Мужества, которым награжден, к сожалению, посмертно. Сожалеет, что потеряла связь с Надеждой Шубиной. Написала письмо на старый адрес в Дубровку - вернулось. Видимо, мама Романа переехала со своими малышками. Им в 2004-м было не больше четырех лет. Сегодня уже почти невесты.
«Уверена, что Надежда бывает в Дубровке, где похоронен ее старший Роман, - сказала мне Татьяна Леонидовна. - Жаль, что никто на почте не поинтересовался, куда она переехала. Хотелось бы ее найти».
Как ни банально это звучит, но жизнь продолжается. У Кости Рябоконя подрастают два племянника и племянница. Мамино сердце хоть и болит по-прежнему о старшеньком, но заботы не дают полностью отдаться горю.
«Я благодарна вашей газете, - сказала мне Татьяна Леонидовна. - Вы поддержали нашу семью в самую тяжелую пору, заставили поверить, что, несмотря ни на что, надо жить, растить детей. А теперь вот и внуки у нас есть. Теперь о них заботимся. А Костика, моего дорогого мальчика, конечно, не забываем. Он в сердце моем».
28 июля 2017 года