Как усовершенствовать систему оказания бесплатной юридической помощи на Ставрополье
Не каждый человек в состоянии самостоятельно решить возникшую в его жизни правовую проблему. Особенно остро это ощущают на себе слабозащищенные слои населения: ветераны, пенсионеры, безработные и несовершеннолетние. Поэтому в 2011 году был принят Закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». К сожалению, создание, на первый взгляд, сбалансированного законопроекта не всегда оправдывает ожидания. Например, некоторые злоупотребляют своей льготой на получение правовой помощи. Они записываются на прием к одному адвокату, но, даже не получив консультации, по непонятным причинам бегут к следующему. То есть, урвав маленький кусок там и тут, недобросовестные люди попросту вызывают путаницу в отчетности. Между тем бюджет на оказание бесплатной юридической помощи, к сожалению, выделяется достаточно скромный. На Ставрополье это 1,5 миллиона рублей. И зачастую этой суммы не хватает на погашение всех расходов.
– Несмотря на непродолжительное время действия закона, система бесплатной юридической помощи уже доказала свою востребованность и право на существование. С начала реализации документа в крае в 2012 году бесплатную юридическую помощь получили более 100 тысяч человек. За первый квартал 2017 года – 4,6 тысячи. Эти показатели достигнуты только благодаря юристам, которые практически безвозмездно участвуют в программе. На сегодняшний день из 1863 действующих адвокатов почти 15 процентов являются ее участниками. В связи с этим, как никогда, важны консультативное взаимодействие с Адвокатской палатой края, улучшение условий сотрудничества и кооперативной работы, – отметила заместитель министра труда и социальной защиты населения СК Татьяна Гладикова.
Из 2 млн 804 тысяч человек, постоянно проживающих на территории края, свыше 15 процентов имеют право на получение бесплатной юридической помощи. Однако только треть населения имеет представление о том, что такой закон вообще существует. Необходимо определить стратегию, направленную на просвещение граждан в этой сфере.
К концу совещания стало ясно: необходимы более детальное регулирование деятельности всех участников системы, ее дополнительная проработка на законодательном уровне. Поступило предложение упорядочить прием граждан, например, закрепить каждого льготника за определенным адвокатом, чтобы не возникало неразберихи.
21 июля 2017 года