В селе Дивном жильцов выселяют из семейного общежития на улицу
В министерстве обнадёжили
На месте картина нарисовалась очень мрачная. Пришлось выслушать много жалоб, были слезы, рассказы о том, какие испытания пришлось пережить людям, и самое главное - как быть, куда им деваться потом, после выселения.
Но все по порядку. Ясное дело, что в общежитии от хорошей жизни не селятся. Это место в Дивном - на территории агротехникума (ранее он был и лицеем, и ПТУ) - давно считается неблагополучным: рядом автотрасса, два вокзала, которое облюбовали бомжи, прочие подозрительные личности. На территории учебного заведения два общежития - для студентов и для семейных. Построены они в 80-х годах прошлого столетия. Смотрю на облупившиеся стены коридора, недокрашенные панели лестничных пролетов. Ремонт делался в прошлом году, но ощущение такое, что он и сейчас в самом разгаре.
Раньше жильцы ремонтировали коридоры трехэтажки собственными силами, и за это руководство училища делало им перерасчет квартплаты. Обе стороны были довольны, но сейчас никто не хочет расходовать свои деньги. Пик заботы о казенном доме пришелся на 2008-2010 годы, когда жильцы задумали приватизировать свои квадратные метры. Руководство учебного заведения (в то время лицея), села и района против этого не возражало - более того, они обратились к Алле Золотухиной, министру образования края, с просьбой передать общежитие из государственной собственности Ставрополья в муниципальную. Ответ из министерства последовал обнадеживающий. Алла Золотухина сообщала (письмо датировано 4 июня 2009 года), что в лицее идут реорганизационные мероприятия, по их завершении министерство будет рассматривать данный вопрос, при условии, если местные власти возьмут на себя расходы, связанные с отделением земельного участка, его ограждением, обеспечением коммуникациями и т.д. На все это требовалось, по предварительным подсчетам, более 400 тысяч рублей.
Воодушевленные таким решением, 14 семей рьяно взялись за дело: сами, не напрягая руководство, оформили кадастровый паспорт жилых помещений - на это потребовались уйма времени, немало бензина и неизмеримое количество нервов. А еще заменили коммуникации, стояки в каждой квартире, поставили входную металлическую дверь. Преобразовались и сами квартиры: люди поменяли сантехнику, многие сделали евроремонт, поставили стеклопакеты. Счастье было так близко - для пущей уверенности наняли женщину-юриста из Ставрополя, но та оказалась то ли не очень грамотным специалистом, то ли просто пофигистом. Собрав с каждой семьи по 25700 рублей, она довела своих клиентов до… арбитражного суда. А потом перестала с ними общаться. Коллектив обманутых дивенцев обратился с жалобой в адвокатскую контору. Перед ними извинились за нерадивую коллегу, но деньги никто не вернул. К слову, люди для оплаты юридических услуг оформляли ссуды.
Какие же они нелегалы?
Но это еще не все беды. Самый страшный удар судьба преподнесла обитателям общежития совсем недавно, когда на имя директора агротехникума Николая Порхунова поступило письмо министра образования и молодежной политики края Е. Козюры, из которого следует, что необходимо в срочном порядке выселить из общежития всех незаконно проживающих там граждан. Министр ссылается на Закон СК от 5 июля 2007 года № 28 «О специализированном жилищном фонде Ставропольского края». Еще раньше в министерстве был издан приказ «О мерах по освобождению студенческих общежитий от лиц, не работающих и не обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования СК». Выходит, что спецфонд - не для приватизации.
Между тем все жильцы семейного общежития имеют постоянную прописку и регистрацию, не должны по квартплате и коммунальным услугам, никто не нарушает правил проживания в общежитии. Прилегающую территорию убирают, на субботники выходят дружно, приучая к чистоте и порядку детей. А те и сами проявляют инициативу - шестиклассница Маша Харченко, к примеру, захотела под окном устроить грядку, привезла с дачи саженцы, теперь вот ухаживает за ними, поливает каждый день - жара в Дивном стоит неслабая, переваливает за 40 градусов. Но девочка терпеливо выращивает свой первый урожай. Только вот придется ли ей убирать его - большой вопрос, ведь 1 августа нелегальные жильцы должны быть выселены. Хотя, какие они нелегальные? Машина мама когда-то училась в этом училище, потом папа работал педагогом. Кстати, в 1996 году встал на очередь на квартиру как молодой специалист, и с очереди его пока никто не снимал. Сейчас у них трое детей, живут здесь 22 года. Из-за низкой зарплаты Ивану Харченко пришлось поменять место работы, но его жена трудится поваром в школе. Это ведь тоже объект министерства образования. Жильем пользуются по договору найма, как и все остальные.
Светлана Фомичева несколько раз устраивалась в ПТУ на работу - комендантом, воспитателем, техничкой. Уходила из-за низкой зарплаты, вновь возвращалась. Потом с ней случился инсульт, и три года назад она уволилась совсем, является инвалидом второй группы. Когда принесли уведомление о выселении, забыла о покое и сне.
В квартире Зайцевых своя беда. 25 лет назад прибыли они, вынужденные переселенцы, в Дивное из Грозного. Убегали из собственного дома под дулами автоматов, прикрывая собой маленьких детей. Спасибо, друзья среди чеченцев были, помогли выехать. В Дивном долго скитались по квартирам, пока не пристроили их в общежитие училища. Супруги-пенсионеры ухаживают за 85-летней матерью, у которой серьезные проблемы со здоровьем. Весть о выселении переживают тяжело, и это сказывается на здоровье каждого.
Незавидное положение и у других выселенцев, многие не могут найти работу уже по несколько лет. Тем не менее в каждой квартире, где я побывала, все обустроено добротно, аккуратно - видно, что люди вкладывали средства в жилье как в свое собственное. Как и где начинать теперь им вить новое «гнездо» в пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят пять лет?
Нет социального жилья
Директор агротехникума Николай Порхунов в этой ситуации, как солдат перед генералом, обязан выполнять распоряжение руководства. Тем не менее даже он признает, что семейное общежитие не только не мешает, но и приносит пользу. За год от жильцов поступает до полумиллиона рублей квартплаты.
- Этих средств нам хватает хотя бы на оплату коммунальных услуг во всех корпусах, - говорит он, - а если людей выселим, лишимся этих денег. Более того, освободившиеся квартиры будут пустовать, но все равно их придется отапливать
- Николай Иванович, есть ли очередь на заселение в общежитие среди студентов и сотрудников?
- Никакой очереди нет. Студенческое общежитие сейчас ремонтируем, хотя и в прошлом году были свободные комнаты.
Кстати, свободные квартиры имеются и в семейном общежитии, их пять.
Единственной надеждой для «незаконно проживающих» нанимателей служит тот факт, что выселить людей без предоставления другого жилья нельзя.
- Но в Дивном уже много лет не строится никакого социального жилья, а палочкой-выручалочкой для нас все это время служило именно общежитие, о котором идет речь, - говорит глава администрации села Анатолий Коваленко, - и мы категорически против выселения людей, тем более не у всех есть возможность оплачивать частные квартиры. Мы написали ходатайство, я лично отвез его в министерство образования и молодежной политики края, очень надеемся, что краевые власти все-таки разберутся в ситуации и помогут найти достойный выход.
Глава администрации Апанасенковского муниципального района Владимир Ткаченко тоже активно выступает в защиту выселенцев, он обратился за помощью к заместителю председателя правительства СК Ирине Кувалдиной и очень рассчитывает на понимание.
11 июля 2017 года