Perpetuum Mobile информационной войны обсудил со студентами СКФУ немецкий профессор
Немецкий никто не понимал, но все делали вид. Затем слушали девушку-переводчицу, чтобы удостовериться, что согласно кивали в правильных местах.
Я пыталась на миг вообразить, что сижу как раз в университете Дортмунда, а ни в каком не СКФУ, и, если я не пойму о чем речь, то никто не сможет мне объяснить. Спустя час потоков этих резких звуков, как из военных фильмов, я начала различать некоторые слова. В частности «цайтунг» – газета. Цайтунг «Фронтовые иллюстрации», которая создавалась на немецком языке в Москве для немецких солдат и была предметом анализа профессора.
Главный элемент мастерской, по словам господина Петкера, пропаганды – изображения, в частности, искусство фотомонтажа. Общими усилиями 8-10 сотрудников редакции «Фронтовых иллюстраций», в числе которых Александр Житомирский – главный иллюстратор газеты, достигалось воздействие. Использовали шокирующие картины, и наоборот, тихие семейные, чтобы вызвать тоску по дому. А призыв сдаться русским солдатам подкрепляет фотография смеющихся немецких солдат в русских лагерях. И это не монтаж. Но сделали фотографию, спросив у пленных немцев, не желают ли они сосисок и вина, чем вызвали всеобщий смех. На одной из обложек «Фронтовых иллюстраций» Житомирский изображал якобы семь разных солдат, на самом деле меняя свое собственное лицо.
Доставляли газету аудитории, сбрасывая ее с самолета, в 1942 – ее уменьшили в размерах для удобства – во-первых так она не слишком повреждались при доставке, а во-вторых – ее было легче прятать.
Но профессор, описывая все механизмы пропаганды на примере «Фронтовых иллюстраций», тем не менее, твердо стоял на том, что пропаганда никак не влияла на ход войны. На пропаганду СССР в ответ шла антипропаганда немецкая. И часто эффект от материалов газет был не тот, на который рассчитывали в редакции. А действительно влиять на ход событий, говорит немецкий гость, может только честная и правдивая журналистика.
По мнению профессора, мы и теперь находимся в состоянии информационной войны, и если вооруженная борьба может закончиться по объективным причинам, то прекратить информационную – не представляется возможным. Она как Perpetuum Mobile рождает саму себя.