Бизнес-омбудсмен Кирилл Кузьмин о проблемах предпринимательства на Ставрополье
Pro bono
– У бизнеса в нашей стране причудливая судьба, – отмечает Кирилл Кузьмин. – В большой степени это зависит от того, что рыночная экономика еще молода. И потому механизмы саморегуляции рынка, законы конкуренции в чистом виде не всегда срабатывают, зато бюрократический фактор часто имеет роковое значение даже для самого толкового и предусмотрительного предпринимателя. Актуальность института уполномоченного по защите прав предпринимателей за последние годы только повысилась. Ведь налицо неблагоприятные экономические реалии, связанные с изменением устоявшихся международных связей, дестабилизацией курса валют, падением платежеспособного спроса, напряженностью в кредитовании. Эти и другие обстоятельства только усложняют условия ведения бизнеса. Мой доклад о работе за 2016 год подготовлен по итогам взаимодействия с конкретными предпринимателями, рассмотрения их жалоб и предложений, заключений экспертного сообщества. Конечно, в рамках интервью сложно охватить всю проблематику.
– Какова структура регионального института уполномоченного?
– В нее входят специалисты аппарата правительства края, обеспечивающие его деятельность, общественные структуры – экспертный и координационный советы, территориальные координационные центры, общественные приемные бизнес-омбудсмена в муниципальных территориях края и эксперты pro bono, оказывающие помощь на безвозмездной основе. Вся действующая система нацелена на предоставление реальной помощи людям, взявшим на себя ответственность за свою судьбу и благополучие общества. Налоговые потоки в бюджет организуют именно они.
– По большому счету, крупные бизнес-структуры, холдинги имеют собственный мощный аппарат юристов, разного рода экспертов и способны самостоятельно лоббировать свои интересы, в том числе в органах законодательной и государственной власти. Выходит, ваша основная задача – поддержка на плаву малого и среднего бизнеса?
– Как говорится, путь к нам не заказан никому, аппарат и наши общественные помощники готовы откликнуться на любое обращение. Но главным образом, вы правы, за помощью к нам идут представители среднего и малого бизнеса.
По минному полю
– Занятие бизнесом иногда напоминает передвижение по минному полю. Потому что опасность может исходить от бывших партнеров, должностных лиц, незаконно вмешивающихся в предпринимательскую деятельность, конфликта интересов.
– Нередко очевидные обстоятельства превращаются в запутанный ребус, из которого предприниматель годами выбирается. Это вместо того, чтобы успешно работать и приносить пользу государству. Вот, например, один из таких случаев. Короткая предыстория. Дальний родственник попросил взаймы. Но позже, видимо, очень ему не захотелось долг возвращать. Вот и началась серия обвинений по разным поводам с привлечением правоохранительных органов. В частности, в отношении ООО ФСК «МЕГАСТРОЙ» (генеральный директор Л. Зинченко) необоснованно возбуждено уголовное дело, где фигурируют «неустановленные лица». Очень удобная формулировка, которая жизнь портит целому коллективу. В особенности, конечно, руководителю. По мнению следователя, после проведения предприятием ремонтных работ в котельной детского сада № 18 в Ставрополе к оплате якобы предъявлена сумма, документально не подтвержденная и фактически «МЕГАСТРОЕМ» не выполненная. Несмотря на то что экспертиза, проведенная по инициативе руководителя «пострадавшего» детского сада, подтвердила, что все затраты реальны. Безусловно, точки над i может расставить только суд.
Свет и тень
– Не меньше бед, как говорят предприниматели, приносит и избыточный контроль за их деятельностью.
– Несмотря на общее снижение по сравнению с 2015 годом количества проверок, коренным образом ситуация для предпринимателей не изменилась. Нередко это прежде всего инструмент недобросовестной конкуренции. Уменьшение плановых проверок фактически привело к увеличению внеплановых, а это значит, что давление на бизнес уменьшилось незначительно. Другой неблагоприятный аспект – большое количество контролирующих органов. По экспертным оценкам, их более 70.
Сегодня отсутствует официальная информация относительно общего объема всех «разрешений», предоставляемых бизнесу органами власти всех уровней. К сожалению, системных решений в этой сфере за последние несколько лет не отмечено. По предварительным данным, всего выявлен 541 разрешительный режим, тогда как установленных видов надзора намного меньше – 199.
– Думаю, в отдельный раздел можно отнести тему «Тарифы и монополисты». И вчера, и сегодня это больной вопрос для предпринимателей.
– Приходится признать, что отношение к монопольным предприятиям региона всегда было недоверчивое не только со стороны простых граждан, но и с позиции бизнеса. И на то есть весомые причины. Постоянный рост тарифов, новые условия в договорах, сложные и дорогостоящие процедуры подключения предприятий к сетям никого не могут обрадовать.
Монополии – это автономные центры прибыли, которые, к сожалению, ориентированы на постоянный рост стоимости своих услуг. Необоснованный рост тарифов приводит к увеличению затрат на предприятиях. Подобные действия душат легальный бизнес, которому приходится расплачиваться и за комфорт теневого сектора экономики.
– Существует еще и неналоговая нагрузка. Насколько это тяжелое бремя для класса предпринимателей?
– За последние годы появилось 50 обязательных неналоговых платежей. Сложность вопроса заключается в отсутствии их унифицированного реестра. Неналоговых платежей с каждым годом становится больше. Оценке поддается лишь треть из них, в 2016 году в целом по России обошедшиеся бизнесу в 214 млрд рублей. Это без учета региональных и муниципальных платежей.
На Ставрополье установлен новый порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков. Где-то цифра выросла по сравнению с предыдущей в 18 раз, где-то – в три. В результате некоторые предприниматели оказались на грани банкротства. Сегодня мы ведем работу по изменению постановления 112-п, которое регулирует эти вопросы.
Многочисленные контрольно-надзорные органы акцентируют внимание на легальном бизнесе. При этом нелегалы, если их выявят, в лучшем случае отделаются смешным штрафом. По самым скромным экспертным оценкам, в непрозрачном секторе находится 35 процентов экономики. Все вышеперечисленные системные проблемы активно тому способствуют. Наша задача – создать комфортные для бизнеса условия.
Среди причин, которые препятствуют развитию предпринимательства, и недоступность кредитных ресурсов. Предлагаемые банками так называемые льготные программы кредитования зачастую являются таковыми лишь формально. Неэффективными представляются процедуры оценки регулирующего действия некоторых нормативных актов. В частности, как оказалось, новый закон о применении новой контрольно-кассовой техники противоречит по ряду пунктов налоговому законодательству. Новые требования необоснованно касаются в том числе и предпринимателей, работающих по патенту или платящих единый налог на вмененный доход.
Трудно «малышам»
– Сколько же на Ставрополье субъектов малого и среднего бизнеса? Каков их вклад в экономику?
– Всего зарегистрировано 113294 субъекта среднего и малого бизнеса. Это больше на два процента в сравнении с 2015-м. В объеме валового регионального продукта доля произведенной ими продукции составляет 33,8 процента.
В крае действует система господдержки, призванная стимулировать инвестиционную активность малых предприятий. Самый большой «урожай» получателей господдержки в сфере сельского хозяйства – в прошлом году их было 4569. Это вполне объяснимо, учитывая аграрную специфику региона.
Однако, к сожалению, существующие меры господдержки вовсе не так доступны, как хотелось бы. Изменить ситуацию – одна из важнейших задач института уполномоченного по защите прав предпринимателей в СК.
– Анализ положения дел ваши эксперты ведь проводили не ради анализа. Есть предложения по улучшению бизнес-климата в регионе?
– Безусловно. Они отражены в докладе. Кроме того, мы заканчиваем формирование команды экспертов, которая выработает пакет системных мер по изменению делового климата в регионе. Впоследствии этот опыт мы готовы транслировать на всю страну.
* * *
Полный текст доклада уполномоченного по защите предпринимателей в Ставропольском крае за 2016 год
23 мая 2017 года