1995 год. С именем Победы и ... Буденновска

Да, со славным именем Победы начали мы год 95-й, готовясь отметить 50-летие того замечательного дня, выстраданного народом в жестокой схватке с фашизмом. В "СП" открылась рубрика "45-й: день за днем" – журналисты прочитывали историю последних месяцев Великой Отечественной, отраженной на страницах родной газеты. Уже тогда мы сделали первый шаг в изучении... себя. Сегодня вновь перечитываем и, честно скажу, завидуем... себе. Потому что именно в 95-м оформлялось нынешнее лицо "Ставрополки". Шел профессиональный, творческий поиск. В этом убеждаешься уже при взгляде на первую страницу: интересная верстка материалов, их широкий тематический диапазон и, главное, лица, много живых человеческих лиц земляков, современников. В первые недели замечательно (уж извините за нескромный эпитет, но – факт!) проявила себя умная, совестливая рубрика "Вслух", в которой мы старались вызвать читателя на откровенные гражданские раздумья по самым разным вопросам: от "коридоров власти" до духовности и просвещения, от проблем экономики до обычных житейских забот.

Приметами времени видятся из дня сегодняшнего и рубрики "Гримасы рынка", "Вклады населения", "Неплатежи", "Антиреклама", "Банкротство", "Проблемы занятости", "Жизнь и кошелек", "Наука выживать", наконец, просто "Деньги"... Но одна и сегодня обжигает особой оголенной горечью – "Беженцы". Из номера в номер идут официальные сводки с места боевых действий в Чечне. "К событиям в Чечне" – эти черные слова почти весь год, увы, останутся на первой полосе, вытесняя нормальные стороны жизни. На фотоснимках – подбитая бронетехника на улицах Грозного, лежащего в руинах. В Ставрополе – похороны погибших в Чечне сотрудников ставропольской милиции генерал-майора В. Воробьева и лейтенанта А. Карагодина. Сколько еще будет траурных речей впереди... И это при том, что уже 21 января публикуется заявление Б. Ельцина, провозгласившее: "...Военный этап восстановления действия Конституции России в Чеченской республике практически завершен". Через 20 дней в Ставрополе будут хоронить погибших десантников, а затем "СП" начнет публиковать сообщения радиолюбителей из Грозного о родных и близких, брошенных Россией в чеченском огне.

Впрочем, газета, конечно, рассказывала о многих сторонах жизни края и страны. В разделе "Горячая тема" размышляла о прихватизации. Третьего марта вышла с портретом в черной рамке – убит тележурналист В. Листьев. А 25-го посвятила весь номер годовщине работы первой краевой Думы. Впервые на Ставрополье названы имена 11 "Женщин года". Вышла из печати краевая "Книга Памяти" с почти 200 тысячами имен земляков, павших в 41-45 годах.

Фермер из Благодарненского района вопрошает в отчаянии: "Кто я – собственник или поденщик?", раскрывая механизм "государственного рэкета", то бишь налогообложения. Крестьянская тема кричит о проблемах села, кажется, одним лишь заголовком "Нижегородская модель... разрушения АПК". 30 апреля на хуторе Дыдымкин на месте кровопролитных боев – День поминовения с участием священнослужителей всех основных конфессий. В Москву на Парад Победы едет группа ветеранов, среди которых и участник парада 45-го года Павел Козицкий. В праздничном номере "СП" 7 мая – целый разворот из военных снимков: мужественный Жуков, вынутая из петли Зоя, люди-скелеты в концлагерях, груда фашистских флагов у стен Кремля...

И вот пришел черный июнь. Буденновск – горячая точка планеты. "Ставрополка" не в силах ограничиться лишь констатацией фактов трагедии, потрясшей мир жестокостью и цинизмом. Газета дает максимум возможной информации – хроника происходящего, сообщения собственных корреспондентов, снимки жертв и террористов. Работа редакции продолжается и в субботу, и в воскресенье, чрезвычайные выпуски этих дней полны боли и гнева. Ставропольцы со страниц "СП" спрашивают: "Как это можно было допустить?". Ответа нет и по сей день.

В то же время мы продолжали находить новые формы общения с читателем: один за другим выходят первые тематические выпуски "Тинейджер-экспресс", "Ставрополь", "Политика", появляется симпатичная сквозная тема субботних номеров "Встреча на газетной полосе". Газета рассказывала о нагутской прописке кока-колы, 170-летии Невинномысска, открытии в Ставрополе республиканского фестиваля "Русская классика на сценах театров Северного Кавказа" (светлые воспоминания!), победе А. Чемеркина на чемпионате мира в Китае (впереди – Атланта!). Обостряется борьба кандидатов в депутаты нового состава Госдумы РФ. 29 ноября под рубрикой "Выборы-96" материал об А. Черногорове – Ставрополье знакомится с будущим губернатором, еще не подозревая об этом. Накануне дня выборов на первой странице представлены изобразительные символы всех партий и движений – соискателей думских мест: целая флора и фауна – яблоки, рыбки, благополучно забытые "любители пива". Все это действительно было с нами. Под занавес года в Ставрополе побывал тогдашний министр экономики Ясин, грозил скорой стабилизацией, ну этого мы и сегодня не боимся. Очередной джаз-фестиваль сладко прогромыхал своим поклонникам любимые ритмы. Семейный дом Коргановых справил новоселье под Новый год. Вам было интересно с нами, читатель?