1936 год. Марш энтузиастов

Страна почти оправилась после великой революционной ломки. Вопреки мрачным прогнозам тех, кто эмигрировал из России и не переставал стенать по поводу ее гибели, во всех сферах жизни в СССР ощущалось растущее созидательное начало. Без всякой финансовой поддержки извне создавалась мощная индустрия, крепли коллективные хозяйства на селе, рождалась новая культура. Конечно, стоило это неимоверных усилий всего народа, отказывающего себе во многом ради будущей счастливой жизни.

В людях, ощутивших себя свободными от эксплуатации, проснулось великое желание творить, строить, отдавать все силы Родине. И этому в немалой степени способствовал почин Алексея Стаханова. А может, он и был вызван этим новым мироощущением советского человека. Стахановское движение охватило всю страну. Оно часто распространялось стихийно, а не только благодаря организаторской работе большевиков.

"Итоги двух пятилеток на голову опрокинули утверждения буржуазных экономистов о непрочности советской системы хозяйства", – писала "Правда" 3 января 1936 года. И это находило подтверждение в такой глубинке, каким было тогда Ставрополье. Целые предприятия вставали на стахановские смены: биофабрика, мясокомбинат, артель "Химобъединение", завод "Красный металлист", что, естественно отражалось на страницах краевой газеты "Северо-Кавказский большевик": "Первые стахановцы на вывозке хлеба", "Рекорд Марии Подкопаевой", "Непревзойденные рекорды комбайнеров Рязанцева и Потапова", "Квартал стахановского наступления" и т.п.

В стране ликвидированы остатки эксплуататорских классов и частная собственность на средства производства. Жизнь народа медленно, но верно улучшается. Появились первые колхозы-миллионеры. Один из них – "Красный буденновец" в Левокумском районе, который имеет 37 тысяч овец. Объявлено очередное снижение цен – в этот раз на хозяйственное и туалетное мыло. Поставленная задача – в 1936 году увеличить на 13 процентов фонд зарплаты и общее количество занятых рабочих и служащих на 1 миллион человек – успешно претворяется. Выросли на 60 процентов затраты на жилищное строительство, развитие здравоохранения и просвещения.

Эти перемены, а также равное всеобщее право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение в старости зафиксировал проект новой Конституции СССР, вынесенный на всенародное обсуждение 14 июня 1936 года. Краевая газета, как и другие, из номера в номер печатает письма трудящихся и корреспонденции с собраний и митингов, на которых обсуждается проект.

В обширных редакционных статьях "Северо-Кавказского большевика", посвященных отдельным аспектам новой Конституции, приводятся конкретные факты успехов Советской власти в крае: создана сеть оросительных каналов, что позволило поднять урожайность зерновых и кормовых культур, в селах и станицах множатся стройки, на курортах Кавказских Минеральных Вод возведены здравницы, в которых за счет государства лечатся и отдыхают в год до 200 тысяч рабочих и колхозников. Налицо и первые достижения в национальной политике: представители разных национальностей, проживающих в Северо-Кавказском крае, принимают равное участие во всех начинаниях Советской власти, вместе работают и живут, вместе учатся новой жизни.

Обсуждение проекта длилось полгода и завершилось принятием Конституции СССР на VIII чрезвычайном съезде Советов. Но журналисты краевой газеты все это время не забывали и о текущих задачах: "Молотить круглые сутки!", "В Саблинской МТС половина тракторов не работает", "Пары заросли, хоть коси!", "Налечь на пахоту!", "Нагутский район не подготовился к севу" – эти и другие шапки, броско набранные на первой полосе, сразу привлекают внимание читателя. Думается, нельзя было не заметить и критические материалы, озаглавленные "Крикливые парторги и прозаседавшиеся секретари", "Бюрократы", "Болтуны", "Волокита" и т.п.

Листая страницы "Северо-Кавказского большевика", можно сделать вывод, что в газете был настоящий культ читательского письма. Буквально в каждом номере можно найти письмо рабочего, колхозника или служащего, а рядом рубрику "Результаты писем читателей", где подробно сообщается, что же сделано по опубликованным ранее сигналам трудящихся.

Не проходят мимо внимания газеты и международные события – бои в Испании, захваты японской военщины в Китае, голод в фашистской Германии. Но все больше места отводится на газетных полосах обмену парт-документов и другим проблемам партийной жизни. А после опубликования сообщения прокуратуры СССР о деятельности троцкистско-зиновьевского блока – материалы о разоблачении "врагов партии" буквально заполняют страницы краевой газеты.

"Врагов народа расстрелять!", "Проклятье фашистским бандитам!", "Покончить с подонками!", "Уничтожить контрреволюционную гадину!" – это первые отклики. Затем после опубликования обвинительного заключения по делу Зиновьева – серия материалов о разоблачении его приверженцев в крае: "Под личиной профессора", "Покровители двурушников", "Под крылом либералов", "Троцкист Ильин и его покровители" и т.п. И наконец большая перепечатка из "Правды" – статья первого секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) Е. Евдокимова "Тактика маскирующегося врага"- о разгроме "троцкистских гнезд" в Пятигорске, Ворошиловске и других городах края.