12:23, 7 апреля 2017 года

Тяжкий крест болельщика

В обозримом и необозримом будущем стать чемпионами Европы или мира нам, по ходу, не светит. Так что с «конфедеративным» соревнованием, ставшим первым-последним-единственным, нам откровенно подфартило: приедут (если приедут) такие крутые сборные, как Германия и Португалия (они круче Бельгии), Мексика и Чили (эти покруче Коста-Рики будут), Австралия и Новая Зеландия (сравнить не с кем) и Камерун (который круче Кот д'Ивуара).

Вспомнилась фраза «будущее еще не написано» из известного американского фильма «Назад в Будущее». Так оно и есть. Поэтому гадать даже с минимальным риском ошибиться, насколько неудачным окажется для национальной команды великой нефутбольной державы этот турнир, занятие не то чтобы неблагодарное, а как бы даже и бессмысленное. Попытаюсь оттолкнуться от того, что имеем.

Бесславно завершившаяся эпоха Леонида Слуцкого в сборной (спасибо, что мучился с этими — сами подберите нужное слово) сменилась эрой Станислава Черчесова. Что имеем под руководством нового наставника? В команде мало что изменилось по сути: бесконечная тягомотина в игре органично гармонирует с патологическим нежеланием этой самой игрой заниматься. Красноречивее цифр статистики бывают порой тренеры, умудряющиеся находить гениальные оправдания для бездарного итога своей работы. Но статистика неумолима, а она гласит следующее: с Черчесовым сборная провела семь игр, из них две выиграла (у Ганы и Румынии — по 1:0), две сыграла вничью (с Турцией — 0:0 и Бельгией — 3:3) и три проиграла (Коста-Рике — 3:4, Катару — 1:2 и Кот д'Ивуару — 0:2). Об уровне соперников ничего говорить не буду, судите сами. Добавлю лишь, что, по слухам, в случае поражения от бельгийцев главного тренера ждала бы отставка. Не случилось. На это раз Станислав Саламович, говоря на футбольном сленге, отскочил.

Что в ближайшей перспективе? Накануне старта «конфедератов» 5 и 9 июня пройдут встречи национальной команды России со сборными Венгрии и Чили. И собственно три игры группового этапа этого уникального для нас состязания: 17 июня со сборной Новой Зеландии — победительницей Кубка наций ОФК-2016 (читай — чемпионы Океании), 21 июня с командой Португалии (чемпионы Европы, Криштиану и все остальное) и 24 июня с Мексикой (победителем стыкового матча со сборной США. За период, прошедший с предыдущего розыгрыша Кубка Конфедераций, в КОНКАКАФ успели провести аж два розыгрыша своего «Золотого кубка»).

Как игрок Черчесов пока добился большего, нежели как тренер. Он был чемпионом СССР и России (по два раза), чемпионом Австрии (трижды), обладателем кубков СССР-СНГ и Австрии. А это целых девять трофеев! Не говоря о достижениях поскромнее, которых поболе будет. Звание заслуженного мастера спорта просто так не дают. Есть и тренерские удачи: в «Спартаке» (второе место в России) и с польской «Легией» (чемпион страны и обладатель кубка). Со сборной России все гораздо сложнее. Это формально она является правопреемницей сборной СССР, а на деле вовсе нет. Сборная Советского Союза хотя тоже чаще огорчала своих болельщиков, нежели радовала, но у нее были и несомненные достижения — победы на Олимпийских играх поколений Льва Яшина – Эдуарда Стрельцова и Алексея Михайличенко – Игоря Добровольского, европейское «золото» первого, как он тогда назывался, Кубка Европы — Яшин уже без Стрельцова, но плюс Валентин Иванов – Виктор Понедельник. Мне могут, конечно, возразить, что и история у сборной СССР была подлиннее и одно достижение у сборной России тоже есть — «бронза» чемпионата Европы-2008 поколения Игоря Акинфеева – Сергея Игнашевича. Отвечу просто, это обычная случайность, которые в спорте нет-нет да происходят.

Среди любителей футбола и специалистов крепнет мнение, что в очередной раз нужно срочно менять тренера сборной. Наиболее четко это сформулировал один из самых титулованных футболистов поздней советской и ранней российской эпохи Андрей Канчельскис в интервью газете «Спорт-Экспресс». Простите за длинную цитату: «Тренер-вратарь не может возглавлять сборную, он может тренировать только голкиперов. Так что необходимо быстрее принимать решение. Есть Бердыев, который всем все доказал в «Ростове», в «Рубине». Думаю, у него все может получиться и в сборной. Так что если мы сейчас не опомнимся и его не позовем, последствия будут плачевными…».

Андрей Антанасович для меня большой авторитет. Он один из немногих наших (пальцев одной руки хватит с избытком, чтобы пересчитать), сумевших реализоваться как легионер. Но вот тут я с ним не согласен. Почему вратарь не может тренировать клуб или сборную? Просто у Станислава Саламовича это пока не получается. А сборную может тренировать хоть школьный учитель физкультуры, хоть тренер по физподготовке, хоть инструктор по фитнесу. Да кто угодно — хоть я, хоть вы, уважаемые читатели. Но ни у кого не получится. Тут просто случай особый. Поколение Дзагоева так и не выросло из коротких футбольных штанишек, а именно ему (поколению) должна была выпасть честь выступать на домашнем чемпионате мира.

Мое мнение никого ни к чему не обязывает: Черчесову нужно дать спокойно работать, попробовать проявить себя настоящим коучем и — нет, не учить, а заставлять этих (подберите нужное слово) отрабатывать свои зряплаты. Ибо, как удивляется моя коллега, «и я не умею играть в футбол, но мне за это миллионы не платят». А если и звать Курбана Бердыева, то перед самым мундиалем. Прецеденты были: Валерий Лобановский (сборная СССР на чемпионате мира 1986 года, правда, высот не достигла, но игрой покорила сердца болельщиков, кто помнит) и Валерий Непомнящий и сборная Камеруна (все подряд проигрывавшая команда вышла в четвертьфинал чемпионата мира 1990 года). Жаль, Бердыев не Валерий и даже не Валерьевич. И если Курбана Бекиевича назначать с прицелом на перспективу, успеют сплавить. А вот если в самый последний момент — это может и сработать.

Тем временем бразильцы официально стали первыми, кто смог отобраться на российский чемпионат мира (мы, как организаторы, уже там. Правда, изначально у руководившего тогда только футболом Виталия Мутко была здравая мысль, чтобы наша команда вне конкурса играла бы в одной из отборочных групп, но проклятые супостаты в пику нам включили в отбор команду Гибралтара, и Россия оказалась пятьдесят пятой лишней. А из-за нас календарь решили не ломать и огород не городить. Тем более что прецедентов участия страны-хозяйки в отборе не было).

В некоторых западных странах раздавались призывы лишить Россию чемпионата мира, но это визжали политики, а не футбольные деятели. Позиция ФИФА (Международной федерации футбола) четкая: оснований для лишения нашей страны мундиаля нет. Номер не прошел. Тогда в Германии и Украине (и снова политики) стали призывать к бойкоту турнира: мол, выиграем путевку, но не поедем. А вот это ради Бога! В уставе ФИФА четко прописано, что государства (читай — политические силы, партии) не имеют права вмешиваться в политику национальных федераций. Если это где-то происходит, соответствующая национальная федерация автоматически отстраняется от всех мероприятий, которые проводятся под эгидой ФИФА и УЕФА.

К слову, подобное было в Белоруссии. Как только появилась угроза того, что ФИФА и УЕФА исключат Белоруссию из своих рядов и снимут с соревнований, батька потерял интерес к футбольным делам. Поэтому, если федерации Украины и Германии все-таки решатся на бойкот, их элементарно дисквалифицируют. А языками пусть почешут, они ж без костей. Как говорит один мой знакомый, наша сборная футбол как игру давно бойкотирует – и ничего: зарплаты игроков упрямо растут пропорционально снижению мастерства.

Футболом и на его популярности зарабатывают многие. Единственные, кто на футболе не делает деньги, это болельщики. Им тяжелее всего. Сборные мирового уровня из десяти игр могут провалить одну, а если проваливают две, то возникают сомнения в их уровне. Сборная России по футболу из десяти игр не проваливает одну-две, причем сама создает себе трудности, которые затем героически пытается преодолеть (изредка успешно). Но у нас нет другой сборной, другой страны да и другой жизни. Прорвемся?