Проблемы муниципалитетов Ставрополья во многом схожи. Как их решать?
Председатель комитета Валерий Назаренко подчеркнул, что существует прямая связь между «самочувствием» конкретного муниципального образования и региона в целом. Экономика складывается «по кирпичикам». В связи с этим сложно переоценить значимость местной власти, от которой во многом зависит благополучие населения территорий края.
Одной из основных задач Валерий Назаренко назвал обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов, что напрямую зависит от доходов местных бюджетов, экономического потенциала и способности местных органов власти эффективно стимулировать создание новых рабочих мест, выход теневого бизнеса в правовую зону, предпринимательскую инициативу граждан. Именно поэтому было принято решение провести нынешнее заседание вне стен краевой Думы, в конкретном муниципальном образовании. Проблемы на местах во многом схожи.
Другой важной целью депутатов стал поиск ответа на вопрос, почему принятый по инициативе министерства экономического развития Ставрополья в 2014 году краевой закон о создании зон муниципального развития, в перечень которых вошел и Петровский район, так и не заработал. До сих пор в крае не только не создано ни одного предприятия в рамках этого экономического проекта, не появилось даже ни одного заинтересованного инвестора, несмотря на то что закон гарантирует предпринимателям существенные льготы - субсидии из краевого бюджета, госгарантии, налоговые льготы и ряд других преференций.
О положении дел в Петровском районе рассказал глава администрации Александр Захарченко. В целом дела обстоят неплохо. Об этом свидетельствуют цифры. В частности, оборот крупных и средних предприятий района за 2016 год достиг 10,1 миллиарда рублей, что превышает аналогичный показатель докризисного 2013 года в 1,7 раза. Ведущее место в экономике района занимают сельское хозяйство и промышленное производство, на долю которых приходится около 90 процентов оборота. Существенные темпы роста отмечены по промышленным видам экономической деятельности, производству пищевых продуктов. Выросло в 2,4 раза производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Появилось несколько новых предприятий по производству комбикормов, растительного масла, ячеистого бетона.
Но есть и тревожные показатели. В районе снизилось производство мяса и субпродуктов, продуктов, содержащих белок, а также хлеба и хлебобулочных изделий. Спад наблюдается в строительстве. Тем не менее за 2014-2016 годы было введено в эксплуатацию 128 жилых домов общей площадью 20,8 тысячи квадратных метров, два детских сада на 500 мест, спортивные сооружения. Проблема очередей в детские сады для дошколят с трех до семи лет в Светлограде решена полностью. Предстоит реконструировать детсад в селе Константиновском.
Депутатов интересовала структура доходов районного бюджета. Около 20 процентов - собственные доходы (налоги, плата за аренду муниципального имущества, штрафы, компенсации, пошлины). Около
80 процентов - безвозмездные поступления из краевого и федерального бюджетов. Картина, типичная для большинства муниципальных образований края. Сдвинуть планку в пользу собственных доходов может только приток инвестиций. За два последних года в районе реализовано 16 инвестпроектов, что позволило создать 678 новых рабочих мест. Общий объем инвестирования составил около 2,66 миллиарда рублей. Еще 11 инвестпроектов находятся в стадии реализации. Для оперативного решения возникающих у инвесторов проблем в районе создан постоянно действующий совет по улучшению инвестиционного климата, составлен реестр свободных инвестиционных площадок.
Но не все проблемы решаемы на муниципальном уровне. В районе большой потенциал для инвестиций, причем есть конкретные инвесторы с реальными проектами, готовые приступить к их воплощению хоть сегодня. Но недостатки инфраструктуры приводят к тому, что от многих проектов приходится отказываться. Например, пришел инвестор, готовый построить предприятие по сушке и фасовке овощей. Но ему было отказано из-за недостаточного водоснабжения. Для того чтобы в районе производилось и распределялось по централизованной водораспределительной системе на 5 тысяч кубов воды в сутки больше, чем сегодня, необходимо построить новый водовод, цена вопроса - 300 миллионов рублей. Проектно-сметную документацию, тоже недешевую, район подготовил еще несколько лет назад. А вот на строительство средств нет.
К тому же поставщики энергии, осознавая, что являются монополистами на рынке, пытаются на плечи инвестора переложить максимум расходов по подведению, подключению и обслуживанию коммуникаций. И урезонить их на местном уровне не получается.
Глава села Николина Балка Владимир Чепко рассказал, что в селе имеется большое молочное стадо, его хотели увеличить вдвое и построить молокоперерабатывающий завод. Но из-за нехватки воды в селе предприятие будут строить в Светлограде. Такое «транспортное плечо» - дополнительные расходы, соответственно, стадо пока увеличить будет сложно, а село останется без дополнительных рабочих мест.
Предприниматель Василий Луговой, производящий мороженое, пожаловался, что за электроэнергию ему выставляют такие счета, что выгоднее построить собственную мини-электростанцию, чем пользоваться услугами монополистов. И это при том, что никакого дефицита электричества ни в крае, ни в Петровском районе нет. Также предприниматели сетовали на недоступность дешевых кредитов.
Что касается отсутствия интереса к освоению зон опережающего развития, то, как пояснили предприниматели и представители местных органов власти, для того чтобы получить все обещанные законом льготы, нужно выполнить целый ряд бюрократических процедур, потратить деньги на их прохождение, а получишь ли в итоге поддержку или нет, вопрос. И какова будет конечная выгода, тоже сказать сложно. К тому же все виды поддержки, которые обещает вхождение в зоны муниципального развития, можно получить и через другие программы и механизмы, которые уже проверены и отлажены.
Парламентарии пообещали содействовать предпринимателям в налаживании диалога с кредитными и ресурсоснабжающими организациями. Для решения имеющихся в районе проблем посоветовали петровчанам усилить инновационное обновление тех отраслей, в которых может быть освоено производство принципиально новой продукции и обеспечена ее конкурентоспособность, а также стимулировать инвестиционную активность и работать над дальнейшим созданием благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и снижением административных барьеров.
Органам местного самоуправления было рекомендовано провести анализ исполнения доходной части местного бюджета и на его основе принять дополнительные меры по увеличению налоговых поступлений.
Что касается реализации закона о зонах муниципального развития, то профильному министерству экономического развития в лице присутствовавшего замминистра Алексея Когарлыцкого депутаты рекомендовали оказывать содействие Петровскому району в создании таких зон и в разработке проектов муниципального партнерства.
7 апреля 2017 года