«Горизонты Юрия Бударина» представлены в изомузее Ставрополя
Не так часто можно увидеть в Ставрополе выставки этого направления искусства, тем более в престижных залах изомузея, что сразу по достоинству оценила публика.
«Горизонты Юрия Бударина» - пятая персональная экспозиция в творческой биографии бессменного руководителя Ставропольского регионального Союза дизайнеров. Собственно, она еще и открывает цикл юбилейных мероприятий, посвященных 20-летию этой организации. Одним из создателей творческого союза был Ю. Бударин, внесший столько труда, энергии и даже какого-то профессионального фанатизма (в лучшем смысле слова) в развитие организации, без которой сегодня просто невозможно представить художественным процесс на Ставрополье. Число объединенных в ней дизайнеров выросло в шесть раз! А ведь двадцать лет назад само слово «дизайн» представлялось некой экзотической загадкой…
- Бударин - человек очень популярный в Ставрополе и за его пределами, - справедливо отметила директор изомузея Зоя Белая. - Он вхож и в творческие союзы, и в учебные заведения, его всегда можно встретить на новых выставках среди одаренной молодежи, творческой элиты нашего края. И не случайно его персональная выставка так привлекательна для многих. Кстати, весной мы увидим еще и отчетную выставку Союза дизайнеров.
Именно Юрий Бударин лично начинал когда-то «выращивать» новых дизайнеров в известной теперь детской творческой студии «Камбала», он же развил эту работу, основав кафедру дизайна в Ставропольском педагогическом институте, куда сразу пошла творческая молодежь осваивать диковинную, но такую интересную профессию. К сожалению, Союз дизайнеров доныне пока еще не имеет собственной базы, что, конечно, не облегчает и без того непростые заботы его руководителя. Выставки приходится проводить то в помещении детской художественной школы, то в Доме народного творчества, то на базе братского Союза художников. (Вновь прозвучала на открытии выставки больная для художников и потому кровно близкая аудитории мысль о необходимости Ставрополю иметь муниципальный выставочный зал, отсутствие такового в ХХl веке становится просто неприличным.) Только прирожденный оптимизм Бударина способен выдержать такие длительные нагрузки с философским стоицизмом. Про таких, как он, говорят: встречает день с улыбкой… При этом скромен до чрезвычайности, неизменно мало - о себе, всегда - только о коллегах, учениках, новых задумках союза.
И, разумеется, не случайно модератор проекта выставки «Горизонты Юрия Бударина» научный сотрудник музея Александр Колбасников так нетривиально подошел к концептуальному формированию экспозиции, постаравшись показать посетителям удивительную личность художника. (А то, что дизайнеры тоже художники, ныне ни у кого не вызывает сомнений. Только это особенные художники.) Стараниями А. Колбасникова помимо непосредственно экспонатов подготовлен еще и этакий биографический монолог Юрия Павловича - о своей жизни, о вхождении в профессию (от ученика токаря на заводе автоприцепов - к промышленному дизайну!), о близких и друзьях. Разве не интересно узнать, например, что насквозь ставропольский житель Бударин родился, оказывается, на Крайнем Севере, неподалеку от полюса холода? «Часть моего романтизма произошла именно оттуда», - признается он в этой необычной исповеди. Его первые встречи с искусством проходили в игрушечном домашнем театре, который организовала старшая сестра Алла. «Мы под ее руководством готовили декорации и всех этих персонажей… Тогда игрушек было очень мало».
Как интересно, как непривычно серьезно размышляет этот человек в интервью другу-искусствоведу: «Меня всегда привлекало творчество людей, которые работают в объеме, но не скульптура в таком традиционном представлении, а именно как арт-объект. Я помню, как на выставку Гюнтера Юккера в ЦДХ в Москве я ходил каждый день. Любопытно, что в залах было три-четыре человека, а одновременно с ней проходила выставка Ильи Глазунова, и вся площадь перед Манежем была запружена. Я ходил, смотрел и думал: «Как они не понимают, это же фантастика!».
Теперь-то уже многие «понимают», и произошло это в значительной мере благодаря усилиям Юрия Павловича со товарищи. Например, певучее слово «инсталляция» вполне прижилось и в ставропольском художественном лексиконе. Между тем инсталляция - одно из любимых детищ Бударина, восхищенного безграничными гранями жанра. Он всегда с особой гордостью сообщает об очередной выставке инсталляций своих учеников, и это всегда получается любопытно, оригинально, то с юмористическим, то с философским уклоном. Но и сам постоянно с увлечением развивает собственные идеи в новых арт-объектах. Вот еще бударинская цитата на эту тему: «Сейчас у меня определилась серия работ под общим названием «Переход». Не знаю, может быть, это возрастное, может, более глубокое погружение в человеческие отношения… У нас принято считать, что переходный возраст – это 13-14 лет. На самом деле человек постоянно находится в состоянии перехода, тем более творческий человек: меняется жизнь вокруг него, он меняет жизнь…». Среди прочих размышлений вдруг мелькнет как откровение коротенькая фраза: «Мне нравится вот таким образом выражаться!».
Много глубоких смыслов и много вдохновенной фантазии — таким открывается нам Юрий Бударин в своей, по сути, отчетной выставке. Здесь представлены образцы предметного и графического дизайна, инсталляции, материалы, рассказывающие о самом авторе. За несколько десятилетий активного творчества им создано более 20 проектов приборов и устройств, внедренных в серийное промышленное производство. Истинными раритетами сегодня смотрятся громкоговоритель «Лира» (1983 год) или трехпрограммный приемник «Электроника» (1981 год). Элегантный стиль старался придать облику утилитарных предметов художник, и думается, с устареванием техники ее внешние черты еще могут пригодиться творениям новых авторов. Уж как учебно-наглядное пособие точно. Немало интересного сделано и в сфере рекламно-графической продукции. А скольким фирмам бударинский острый глаз и легкая рука сумели придать должное внешнее отражение - в визуально-графическом стиле целого ряда ставропольских коммерческих компаний отразились именно его взгляд, его творческая позиция. Есть в его багаже и опыт художественно-конструктивных объектов, таких как «авиационно-диспетчерский пункт». Это только кажется, что ничего особенного - расставить удобно мебель в рабочем помещении, на самом деле дизайнеру приходится учитывать десятки важнейших параметров, специфику предприятия, компактность, доступность, освещение - словом, много всего…
Порадоваться за Юрия Бударина пришли в изомузей многие его коллеги, студенты, деятели культуры. Заместитель министра культуры СК Галина Павлова, приветствуя героя дня, с благодарностью говорила о сотрудничестве с дизайнерами, личном вкладе Юрия Павловича во многие культурные проекты краевого масштаба. Маститый искусствовед Иван Ковалев назвал выставку замечательной, подарившей истинное наслаждение. Лучше, пожалуй, не скажешь. Какие-то абсолютно новые горизонты восприятия и ощущения окружающего мира открывает нам Юрий Бударин. И это так здорово, так интересно, что уже хочется с любопытством заглянуть в будущее этого художника: что еще ждет нас там, за горизонтом…
15 февраля 2017 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
