06:02, 25 ноября 2016 года

Как не попасть на удочку мошенников

В любом случае, мошенничество - это игра в кошки-мышки, где обстоятельством, гарантирующим безопасность, является отказ от игры. Если вы чувствуете, что в каком-либо предложении существует возможность обмана, необходимо сразу отказываться от него.

Мошенничество имеет разно-образные формы. Одним из его видов является проникновение в чужое домовладение под видом социальных работников, представителей сферы обслуживания, коммунальных служб с целью завладения имуществом и деньгами. Необходимо уяснить, что наличие униформы и инструментов не доказывает принадлежность человека к той или иной организации. Если вы не знаете человека в лицо, перед тем как запустить его в свою квартиру, проверьте его документы, спросите, в какой организации он работает. Позвоните в названную им организацию и уточните, направлялся ли к вам специалист, узнайте его фамилию и должность.

Не стесняйтесь проверять информацию о человеке - это совершенно нормально. Не стесняйтесь также позвонить в обслуживающую организацию, чтобы, к примеру, уточнить, не менялись ли реквизиты данной организации, в случае если вы обнаружили в своем почтовом ящике квитанции, которые выглядят не так, как обычно.

Незнакомцы сообщают вам о надбавке к пенсии, перерасчете квартплаты, срочном обмене денег, о продуктах, лекарствах по неправдоподобно низким ценам только на дому и для пенсионеров, запомните: прежде чем принять решение, связанное со значительными расходами, посоветуйтесь с близкими!

В Ставропольском крае практически каждый день регистрируются подобные случаи. В Пятигорске неустановленная женщина мошенническим путем, находясь в домовладении гражданина Р., под предлогом передачи женских курток якобы от его дочери, проживающей в другом регионе РФ, завладела денежными средствами в сумме 59500 рублей. В Георгиевске неустановленная женщина под предлогом съема жилья убедила гражданку О., пенсионерку, сдать ей внаем жилые комнаты и сообщила, что переведет деньги на сберкнижку, при условии что на ней не будет денег. Далее пенсионерка в отделении Сбербанка России в присутствии мошенницы сняла 215000 рублей, которые последняя незаметно подменила на билеты «Банка приколов». В Ставрополе две неустановленные женщины, находясь в квартире пенсионерки Л., представившись сотрудниками Пенсионного фонда, под предлогом повышения пенсии мошенническим путем завладели ее деньгами в сумме 52000 рублей.

В конечном счете мошеннику необходимо одно - деньги. Поэтому, для того чтобы уберечься от мошенника, необходимо соблюдать ряд простых правил:

- никогда не соглашайтесь на спонтанные предложения. Предлагая выгодную сделку, какие-то услуги или товар, мошенник в первую очередь рассчитывает на эффект неожиданности, на выгодность предложения и необдуманность вашего поступка. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке;

- совершайте лишь запланированные покупки. Если вас торопят под каким-либо предлогом, то, возможно, вас ловят на удочку срочности;

- доверяйте интуиции. Ваше восприятие в большинстве случаев безошибочно определяет человека по лицу и первичным повадкам.

Соблюдая эти простые правила, можно значительно обезопасить себя от мошенничества.

Следующий часто использующийся вид мошенничества - телефонное мошенничество. Стать жертвой телефонного мошенничества может даже самый осторожный владелец мобильного телефона. Основное в предупреждении телефонного мошенничества - это внимательность. Практически ежедневно в правоохранительные органы Ставропольского края поступают сообщения жителей региона о том, что они стали жертвами телефонных мошенников. За девять месяцев этого года зарегистрировано 1364 преступления, предусмотренных ст. 159 УК РФ, связанных с хищением чужого имущества путем телефонного мошенничества. Причем зачастую мошенники находятся совсем в других регионах нашей страны, а иногда орудуют и из мест лишения свободы.

Самый известный и распространенный способ обмана граждан - просьбы о помощи от лица друзей или родственников. Более сложная схема - звонок от человека, который может представиться сотрудником полиции. В большинстве случаев «полицейский» сообщает, что кто-то из родственников стал участником ДТП с тяжелыми последствиями и, чтобы избежать уголовной ответственности, требуется передать некую денежную сумму. Телефонными звонками или сообщениями о помощи аферистам чаще всего удается обмануть самую доверчивую часть населения - людей пожилого возраста. Иногда мошенники просто действуют наугад, «прозванивая» случайных абонентов. Версии, придуманные преступниками, могут быть невероятно убедительными. Чтобы заставить жертву мошенничества поверить и перечислить деньги на счета мошенников, телефонные преступники используют различные схемы.

Запомните, если вам говорят по телефону о том, что родственник или знакомый попал в аварию, в полицию, в больницу и за его спасение нужно внести залог, штраф, взятку, не торопитесь предпринимать необдуманных действий. Задайте звонящему вопрос личного характера, попросите назвать фамилию, имя и дату рождения родственника или знакомого, от лица которого вам звонят. Обязательно свяжитесь с родственниками лично или через знакомых.

Если вам поступил звонок на телефон или пришло СМС о том, что:

- вы выиграли крупный денежный или вещевой выигрыш или приз и для этого необходимо перечислить определенную сумму в качестве налога;

- ваш номер будет заблокирован и, чтобы этого не произошло, необходимо набрать код;

- вам предлагается исцеление по телефону и для этого необходимо перечислить деньги по указанному номеру или счету;

- в ваш тарифный план внесены изменения и, чтобы узнать подробности, необходимо отправить СМС на указанный номер, не делайте этого, вас обманывают!

Вот некоторые из примеров. Неизвестный с мобильного телефона позвонил гражданину К. и, представившись сотрудником службы безопасности банка, под предлогом несанкционированной попытки списания денежных средств с банковской карты ПАО «Сбербанк России» предложил совершить необходимые операции для остановки списания денежных средств с карты и завладел принадлежащими средствами в сумме 25700 рублей. Неизвестный с мобильного телефона отправил СМС-сообщение гражданке В. о том, что счет ее банковской карты заблокирован, а также сообщил номер, по которому необходимо обратиться. После чего гражданка В., позвонив на указанный номер, продиктовала свои личные данные неизвестному. В результате со счета ее банковской карты были похищены деньги в сумме 50750 рублей. Неизвестный позвонил с мобильного телефона гражданину Г. и под предлогом покупки мебели по размещенному на интернет-сайте Авито.ру объявлению убедил последнего произвести ряд операций с его банковской картой, в том числе продиктовать пароли для доступа в личный кабинет «Сбербанк онлайн», после чего похитил у гражданина Г. 240000 рублей. Гражданин Д. позвонил на мобильный телефон человека, который на интернет-сайте Авито.ру разместил ложное объявление о продаже автомобиля «Мазда-6». Последний убедил покупателя перевести 247000 рублей на банковскую карту, указав ее номер, через платежный терминал ПАО «Сбербанк России» - и был таков. Ни денег, ни автомобиля потерпевший больше не увидел.

С развитием прогресса совершенствуются и виды мошенничества. Одним из них является интернет-мошенничество. Люди делают через Интернет покупки, приобретают билеты на железнодорожный и авиационный транспорт, находят работу, обмениваются через социальные сети номерами своих телефонов, адресами и т. д. Все это используют в целях наживы интернет- мошенники, создавая в интернет-пространстве поддельные сайты, торговые площадки.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой интернет-мошенников?

• Защищайте свою личную информацию. Не распространяйте свои персональные данные (номер телефона, адрес, место работы, пароли от банковских карт и т.д.) ни в реальной жизни, ни в интернет-пространстве.

• Не соглашайтесь на простую и быструю подработку, которую вам предлагают через Интернет и за которую обещают большие деньги. Будьте реалистами, просто так денег не платят.

• Создавая пароли, не используйте слишком простые комбинации, которые легко могут просчитать опытные злоумышленники.

Если вы или ваши близкие все-та­ки стали жертвой интернет-мо­шен­ни­чества, необходимо предпринять следующее.

1. Скопируйте в электронном виде или на ксероксе чек и/или другие документы, подтверждающие оплату мошеннику.

2. Сохраните смс-переписку и историю звонков с мобильного телефона (желательно сделать скриншоты или фото этих сведений).

3. Сохраните историю переписки с мошенником, скриншоты сайта с его объявлениями, почтовые сообщения вместе с их заголовками, любые контактные данные мошенника и его пособников - номера телефонов, e-mail, skype, других средств общения.

4. Скопируйте на сменный носитель информацию, полученную при выполнении пунктов 1 - 3. Копию этой информации для приложения к заявлению необходимо записать на диск CD или DVD.

5. Отключите компьютер и не используйте его до момента осмотра следователем (если компьютер нужен немедленно, найдите возможность самостоятельно или со специалистом снять с него копию - образ жесткого диска).

6. Используя другой компьютер, смените пароли к вашим e-mail, skype, пароль на роутере (если используете WiFi).

7. Обратитесь в полицию по месту вашего проживания с заявлением, подписанным собственноручно, к заявлению приложите диск с информацией (см. пункт 4), а также ксерокопии документов и образ жесткого диска, если соответственно вами выполнялись пункты 1 и 5.

8. Свяжитесь с администрацией интернет-магазина, аукциона, платежного сервиса или иного ресурса, с помощью которого вы осуществляли сделку или находили объявление мошенника. Напишите жалобу и обязательно укажите на необходимость сохранения всех технических данных, которыми располагает администрация ресурса, попросите дать вам реквизиты ответственного лица интернет-магазина, аукциона, платежного сервиса или иного ресурса, к которому сможет обратиться следователь для изъятия таких технических данных в ходе расследования. Ответ администрации и реквизиты ответственных лиц сообщите следователю или оперативному сотруднику.

9. Обратитесь в банковское учреждение с заявлением о получении выписки по счету (платежной карте), с которого вы осуществили оплату мошеннику.

10. С целью сбора доказательной базы получите у оператора телефонной связи детализацию звонков по своему номеру телефона.

Другим распространенным видом мошенничества является мошенничество с банковскими картами. Простота и удобство использования различных банковских и социальных карт, в обиходе называемых пластиковыми картами, сделали их неотъемлемым элементом жизни практически любого современного человека. Но необходимо понимать, что кроме вас и мошенники могут снять деньги с вашей карты.

По данным официальной статистики, только за 2014 год с банковских карт россиян злоумышленниками было снято более двух миллиардов рублей!!!

Возможность вернуть свои деньги, снятые с банковской карты, зависит в значительной мере от конкретной ситуации и, главное, от правильности и оперативности ваших действий.

Если произошло снятие денежных средств с вашей банковской карты, первое, что необходимо сделать безотлагательно, заблокировать банковскую карту (карточный счет).

Как заблокировать банковскую карту:

- надо дозвониться до вашего банка и как можно точнее объяснить ситуацию, в течение считанных секунд ваша банковская карта станет никому не нужным кусочком пластика;

- если с телефоном проблема, следует быстро найти первое попавшееся банковское учреждение;

- если отделение банка, выдавшего вам банковскую карту, находится далеко, не стоит тратить время на его поиски. Сотрудники любого другого банка помогут вам.

Второе. Одновременно с обращением в банк с просьбой о блокировке вашей банковской карты необходимо официально обратиться в правоохранительные органы.

Внимание! Обратиться следует именно официально (что многие забывают делать), с заявлением через канцелярию, оставив у себя копию с отметкой о принятии заявления.

Кроме того надо иметь в виду, что в объяснениях по поводу снятия денег с вашей банковской карты нельзя отходить от правдивой информации, чтобы к вам не было претензий по поводу фальсификации событий с целью мошенничества.

Будьте бдительны!

Что, по мнению специалистов Центрального банка Российской Федерации, необходимо знать каждому владельцу банковской карты о мерах ее безопасного использования.

1. Никогда не сообщайте ПИН третьим лицам, в том числе родственникам, знакомым, сотрудникам кредитной организации, кассирам и лицам, помогающим вам в использовании банковской карты.

2. ПИН необходимо запомнить или, в случае если это является затруднительным, хранить его отдельно от банковской карты в неявном виде и недоступном для третьих лиц, в том числе родственников, месте.

3. Никогда ни при каких обстоятельствах не передавайте банковскую карту для использования третьим лицам, в том числе родственникам. Если на банковской карте нанесены фамилия и имя физического лица, то только это физическое лицо имеет право использовать банковскую карту.

4. При получении банковской карты распишитесь на ее оборотной стороне в месте, предназначенном для подписи держателя банковской карты, если это предусмотрено. Это снизит риск использования банковской карты без вашего согласия в случае ее утраты.

5. Телефон кредитной организации, выдавшей банковскую карту, указан на оборотной стороне банковской карты. Также необходимо всегда иметь при себе контактные телефоны кредитной организации и номер банковской карты на других носителях информации: в записной книжке, мобильном телефоне и/или других носителях информации, но не рядом с записью о ПИН.

6. С целью предотвращения неправомерных действий по снятию всей суммы денежных средств с банковского счета целесообразно установить суточный лимит на сумму операций по банковской карте и одновременно подключить электронную услугу оповещения о проведенных операциях (например, оповещение посредством СМС-сообщений или иным способом).

7. При получении просьбы, в том числе со стороны сотрудника кредитной организации, сообщить персональные данные или информацию о банковской карте (в том числе ПИН) не сообщайте их. Перезвоните в кредитную организацию, выдавшую банковскую карту, и сообщите о данном факте.

8. Не рекомендуется отвечать на электронные письма, в которых от имени кредитной организации предлагается предоставить персональные данные. Не следуйте по ссылкам, указанным в письмах (включая ссылки на сайт кредитной организации), т. к. они могут вести на сайты-двойники.

9. В целях информационного взаимодействия с кредитной организацией, выдавшей банковскую карту, рекомендуется использовать только реквизиты средств связи (мобильных и стационарных телефонов, факсов, интерактивных web-сайтов/порталов, обычной и электронной почты и пр.), которые указаны в документах, полученных непосредственно в кредитной организации.

Помните, что в случае раскрытия ПИН, персональных данных, утраты банковской карты существует риск совершения неправомерных действий с денежными средствами на вашем банковском счете со стороны третьих лиц.

Рекомендации при совершении операций с банковской картой в банкомате

1. Осуществляйте операции с использованием банкоматов, установленных в безопасных местах (например, в государственных учреждениях, подразделениях банков, крупных торговых комплексах, гостиницах, аэропортах и т.п.).

2. В случае если поблизости от банкомата находятся посторонние лица, следует выбрать более подходящее время для использования банкомата или воспользоваться другим банкоматом.

3. В случае если клавиатура или место для приема карт банкомата оборудованы дополнительными устройствами, не соответствующими его конструкции, воздержитесь от использования банковской карты в данном банкомате и сообщите о своих подозрениях сотрудникам кредитной организации по телефону, указанному на банкомате.

4. Не применяйте физическую силу, чтобы вставить банковскую карту в банкомат. Если банковская карта не вставляется, воздержитесь от использования такого банкомата.

5. Набирайте ПИН таким образом, чтобы люди, находящиеся в непосредственной близости, не смогли его увидеть.

6. В случае если банкомат работает некорректно (например, долгое время находится в режиме ожидания, самопроизвольно перезагружается), следует отказаться от использования такого банкомата, отменить текущую операцию, нажав на клавиатуре кнопку «Отмена», и дождаться возврата банковской карты.

7. После получения наличных денежных средств в банкомате следует пересчитать банкноты, убедиться в том, что банковская карта возвращена банкоматом, дождаться выдачи квитанции при ее запросе, затем положить их в сумку (кошелек, карман) и только после этого отходить от банкомата.

9. Не прислушивайтесь к советам третьих лиц, а также не принимайте их помощь при проведении операций с банковской картой в банкоматах.

10. Если при проведении операций с банковской картой в банкомате банкомат не возвращает банковскую карту, следует позвонить в кредитную организацию по телефону, указанному на банкомате, и объяснить обстоятельства произошедшего, а также следует обратиться в кредитную организацию, выдавшую банковскую карту, которая не была возвращена банкоматом, и далее следовать инструкциям сотрудника кредитной организации.

Рекомендации при использовании банковской карты для безналичной оплаты товаров и услуг

1. Не используйте банковские карты в организациях торговли и услуг, не вызывающих доверия.

2. Требуйте проведения операций с банковской картой только в вашем присутствии. Это необходимо в целях снижения риска неправомерного получения ваших персональных данных, указанных на банковской карте.

3. При использовании банковской карты для оплаты товаров и услуг кассир может потребовать от владельца банковской карты предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН. Перед набором ПИН следует убедиться в том, что люди, находящиеся в непосредственной близости, не смогут его увидеть. Перед тем как подписать чек, в обязательном порядке проверьте сумму, указанную на чеке.

4. В случае если при попытке оплаты банковской картой имела место неуспешная операция, следует сохранить один экземпляр выданного терминалом чека для последующей проверки на отсутствие указанной операции в выписке по банковскому счету.

Рекомендации при совершении операций с банковской картой через сеть Интернет

1. Не используйте ПИН при заказе товаров и услуг через сеть Интернет, а также по телефону/факсу.

2. Не сообщайте персональные данные или информацию о банковской(ом) карте (счете) через сеть Интернет, например ПИН, пароли доступа к ресурсам банка, срок действия банковской карты, кредитные лимиты, историю операций, персональные данные.

3. С целью предотвращения неправомерных действий по снятию всей суммы денежных средств с банковского счета рекомендуется для оплаты покупок в сети Интернет использовать отдельную банковскую карту (так называемую виртуальную карту) с предельным лимитом, предназначенную только для указанной цели и не позволяющую проводить с ее использованием операции в организациях торговли и услуг.

4. Следует пользоваться интернет-сайтами только известных и проверенных организаций торговли и услуг.

5. Обязательно убедитесь в правильности адресов интернет-сайтов, к которым подключаетесь и на которых собираетесь совершить покупки, т. к. похожие адреса могут использоваться для осуществления неправомерных действий.

6. Рекомендуется совершать покупки только со своего компьютера в целях сохранения конфиденциальности персональных данных и (или) информации о банковской(ом) карте (счете).

По материалам управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском крае аппарата ПСК.

«Как не попасть на удочку мошенников»
Газета «Ставропольская правда»
25 ноября 2016 года