06:25, 22 ноября 2016 года

Что нужно сделать, чтобы на дорогах Ставрополья не гибли люди?

Самый вопиющий пример - авария 6 августа в Кочубеевском районе. Тогда при лобовом столкновении погибли девять человек. Почему такие жуткие последствия? Ответ стал ясен, когда инспекторы ГИБДД обнаружили, что стрелка спидометра автомашины виновника аварии застыла на цифре 170 километров в час. Но то, что открылось после, поразило даже видавших виды гаишников…

Виновника катастрофы, жителя станицы Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики А. Карсляна за последние четыре с половиной года 82(!) раза привлекали к ответственности за нарушения правил дорожного движения. Но ни один из штрафов он так и не оплатил! Ставропольские инспекторы направляли материалы по месту его жительства, в КЧР. Но тамошний суд жестких мер к этому водителю (в виде ареста) ни разу не применил. Итог - девять загубленных жизней!

- Анализ показывает, что виновниками более трети всех ДТП в Ставропольском крае, в которых погибли люди, были жители республик Северного Кавказа. Они рассекают по нашим дорогам, нанося серьезный экономический и моральный урон региону, - констатировал Алексей Сафонов.

Он уповает на помощь Думы Ставропольского края, которая может инициировать внесение изменений в федеральное законодательство, которые позволят дела любых нарушителей ПДД рассматривать по месту их выявления:

- С этим предложением мы также уже обратились к полномочному представителю Президента России в СКФО и в ГАИ МВД России.

Губернатора Владимира Владимирова тоже возмутила безнаказанность гастролеров. Он горячо поддержал предложение разбирать дела заезжих лихачей в ставропольских судах.

Но тут возникает еще один вопрос. Ведь виновниками остальных двух третьих ДТП со смертельным исходом, а также большинства аварий с менее тяжкими последствиями являются местные жители. Причем в девяти из каждых десяти случаев причиной аварии стало превышение скоростного режима. Свежий пример: 7 ноября в Пятигорске пожилого человека сбил на пешеходном переходе лихач, которого служба ГАИ уже наказывала 15 раз.

Как пояснил Алексей Сафонов, сотрудникам ГАИ с «ручными» мобильными приборами измерения скорости временно работать нельзя, а стационарных комплексов очень мало.

- Сейчас в крае функционирует всего 20 стационарных комплексов фиксации, которые не обслуживаются уже семь лет. Они распознают не более 40 процентов нарушений.

Для расширения этой сети в 2017 году в крае стартует специальная программа: в течение двух лет планируется установить 280 комплексов видеофиксации.

Как явствует из доклада Алексея Сафонова, с начала года сотрудники ГИБДД выявили более десяти тысяч нетрезвых водителей. И это при том, что после радикальных сокращений штата Госавтоинспекции в последние пять лет в крупных городах края в сутки на дежурство заступает четыре-шесть, а в некоторых районах лишь по одному экипажу ДПС. Понятно, что им не под силу выявить всех пьяных за рулем.

Отдельный разговор о ДТП с участием молодых водителей. За 10 месяцев 2016 года по вине водителей со стажем до двух лет произошло 245 ДТП, в которых 35 человек погибли и 381 ранен.

Есть надежда, что уже с будущего года эта скорбная статистика пойдет на убыль. Дело в том, что с 1 сентября нынешнего года введены новые правила проведения экзамена на право управления транспортными средствами. В целях исключения коррупционной составляющей производится непрерывная видеозапись процесса приема и сдачи экзамена - как теоретической, так и практической части. Однако, как показывает практика, с первого раза сдают экзамены только 18 процентов кандидатов в водители. Есть случаи, когда кандидаты сдают экзамен с пятого или даже с десятого раза.

Алексей Сафонов предложил под эгидой прокуратуры организовать проверки автошкол сотрудниками министерства образования и Госавтоинспекции на предмет реализации программ подготовки водителей.

Эх, если б к «лежачим полицейским» и добросовестным автошколам еще и дисциплинированных пешеходов!.. Между тем в крае необходимо установить еще тысячу светофоров и много-много сотен метров барьерных ограждений. Но кто не видел, как наши сограждане прут на красный сигнал светофора или перелезают через ограждения? А уж перебежать дорогу не по «зебре», там, где на десяток метров ближе к магазину или автобусной остановке, - это вообще за здорово живешь...

Так, недавно в Ставрополе бабушка буквально в 30 метрах от пешеходного перехода за руку перетягивала внука через дорогу перед носом автомобиля. Сейчас и бабушка, и внук в находятся в больнице.

За 10 месяцев нынешнего года на территории края 13 детей погибли, 319 получили травмы в ДТП. Большинство трагедий произошло из-за неосторожности самих детей. Ясно как день, что школьников необходимо обучать азам поведения на дороге. Однако еще далеко не во всех школах есть должным образом оборудованные детские автоплощадки для проведения практических занятий по ПДД.

И конечно же, надо тем или иным способом внушить родителям, чтобы те подавали своим чадам пример дисциплинированности и ответственности на дороге. Пока же, увы, чаще встречаются примеры обратного толка. Так, в краевом центре мамаша собственноручно дала несовершеннолетнему сыну ключи от автомашины БМВ, чтобы он съездил в магазин. В результате парнишка покалечил себя и двух своих сверстников.

«Погиб в ДТП. Кто виноват?»
Газета «Ставропольская правда»
25 ноября 2016 года