Соединить Кисловодск с Сочи короткой дорогой предложили на заседании комитетов Совета Федерации
Проект кратчайшей дороги из Кисловодска в Сочи представило правительство Ставропольского края на выездном заседании комитетов Совета Федерации.
Об этом мечтало не одно поколение граждан Советского Союза и России, отдыхавших на отечественных южных курортах: утром попил нарзана в кисловодском или пятигорском санатории, днем искупался в Черном море, погулял по сочинской набережной, а вечером ты снова любуешься красотами Кавминвод. Ответом на чаяния граждан стал проект автомобильной дороги Черкесск – Адлер на перегоне станица Преградная – поселок Красная Поляна. Его в 1961 году представило управление дорог «Ростов – Баку».
Чтобы у сенаторов не возникло и тени сомнения в преемственности идеи, заместитель председателя правительства Ставропольского края Роман Петрашов продемонстрировал участникам заседания фотокопию проектного задания полувековой давности.
– Безусловно, сегодня этот проект требует пересмотра и корректировки технических решений с учетом сложившихся реалий и современных требований, – отметил Р. Петрашов. – Перед нами стоит ключевая задача сохранения экологической обстановки курортного региона. Архиважно предусмотреть перераспределение существующих транзитных потоков с выводом их за пределы городов, а также создать новые, дублирующие направления.
Кратчайшая дорога на Черноморское побережье обеспечит оптимальную транспортную связь курортов Кавказских Минеральных Вод, Карачаево-Черкесской Республики (Домбай, Архыз) с курортами Краснодарского края и Республики Абхазия, а также позволит существенно разгрузить круглогодично перегруженные автотрассы Ставропольского и Краснодарского краев, а именно: М-29 «Кавказ», М-4 «Дон», М-27 «Джубга – Сочи».
Общая протяженность маршрута составит около 290 километров. Трасса пройдет по территории трех субъектов Российской Федерации: по Ставропольскому краю – 7 километров, Карачаево-Черкесии – 235 и Краснодарскому краю – 48 километров. Причем ее большая часть уже существует. Разумеется, кое-где дорогу надо подремонтировать, расширить, но это не проблема. Тот вариант трассы, за который ратует правительство Ставропольского края, предусматривает лишь 95 километров нового строительства. Правда, на этом участке придется пробить два тоннеля общей протяженностью 12 километров. Трудно, сложно, однако отечественным метростроителям вполне по силам. По расчетам проектировщиков, на строительство новой автомобильной дороги через Главный Кавказский хребет уйдет три года.
На сей счет у участников выездного заседания комитетов Совета Федерации не было никаких вопросов. Они возникли, лишь когда речь зашла о финансировании проекта.
С учетом тоннелей строительство автомобильной дороги Кисловодск – Сочи обойдется примерно в 60 миллиардов рублей. Еще около пяти миллиардов составят эксплуатационные расходы. И хотя это втрое меньше стоимости возводимого моста из Тамани в Крым, государственные мужи крепко призадумались.
Прежде всего над тем: когда и как эта дорога себя окупит? По мнению экспертов правительства Ставропольского края, предполагаемая интенсивность движения составит около 12 тысяч автомобилей в сутки. При реализации проекта на основе государственно-частного партнерства плата за проезд одного автомобиля ориентировочно составит 950 рублей. Следовательно, за 30 лет удастся окупить все расходы на строительство.
А ведь будет еще и весомый сопутствующий эффект. Реализация проекта даст мощный импульс развитию экономики Краснодарского края и субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Так, например, путь от Нальчика до Сочи с нынешних 780 километров сократится до 470, от Махачкалы – с 1200 до 840 километров. Транспортная доступность Черноморского побережья также благоприятно скажется на развитии предприятий промышленного и аграрного комплексов, повысит конкурентоспособность их продукции.
– Значение реализации представленного проекта сложно переоценить, – заявил сенаторам Роман Петрашов.