06:28, 27 июля 2016 года

Режим налоговой тайны ослаблен

К примеру, в последний день июня перестали действовать сложные правила возврата экспортерам налога на добавленную стоимость. Кроме того законодатель существенно переработал понятие «налоговая тайна», теперь намного больше сведений о бизнесе будет находиться в открытом доступе.

Разъяснения по поводу этих и некоторых других новаций мы получили у нашего эксперта Романа Савичева, возглавляющего «Юридическое агентство «СРВ» (компания занимает ряд лидерских позиций в авторитетном рейтинге «Право.ru-300»).

- В открытый доступ на сайте Федеральной налоговой службы с 1 июня попали дополнительные сведения обо всех действующих компаниях-налогоплательщиках, которые ранее было невозможно просто так получить, – рассказывает Р. Савичев. – Налоговики отныне раскрывают численность работников за последний календарный год, указывают суммы уплаченных налогов и сборов. Также в общем доступе оказываются суммы доходов и расходов, которые отражены в бухгалтерской отчетности организации.

На мой взгляд, практическая польза этого инструмента заключается в том, что бизнес сможет без проблем «мониторить» партнеров и контрагентов на предмет благонадежности и добросовестного поведения. Согласитесь, это немаловажно, и я лично хорошо знаю, с какими сложностями можно столкнуться, когда контрагент на деле оказывается нечестным с государством и темнит при уплате налогов. Но заранее узнать об этом и, как говорится, подстелить соломку было практически невозможно. Теперь же налогоплательщики, сверяя необходимую информацию о своих партнерах с официальными данными ФНС, более реально оценивают риски при заключении гражданско-правовых и трудовых договоров.

Да и в целом ослабление режима налоговой тайны – шаг к повышению прозрачности отечественной экономики. Соответственно, стоит предположить, что изменится практика привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушения, связанные с так называемым «проявлением недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов». Здесь речь идет в первую очередь о принятии к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным фирмами-однодневками. Для налоговиков работа облегчится в том плане, что снять с себя ответственность за взаимодействие с недобропорядочными партнерами налогоплательщик сможет, только если на момент заключения сделки соответствующая информация о контрагенте по каким-то причинам не была размещена на сайте ФНС.

Хотя не буду отрицать, что для некоторых фирм, в силу объективных причин переживающих не лучшие времена, появятся и сложности. Так, придется держать марку по ряду показателей, чтобы, например, выглядеть добросовестным налогоплательщиком перед крупными покупателями и получить заветный контракт. Безусловно, настораживать партнеров будут и долги по налоговым платежам, и низкое количество трудовых ресурсов.

Пополнился Налоговый кодекс также некоторыми уточнениями по поводу проведения налогового мониторинга и его сроков. По новой редакции соответствующих статей подать заявление на осуществление налогового мониторинга могут те организации, в отношении которых такая процедура еще не проводилась. Компании, уже подвергавшиеся этой процедуре, получили право обратиться с заявлением о его возобновлении не позднее 1 сентября последнего налогового периода проведения мониторинга. Кроме того органы ФНС получили право привлекать к мониторингу организаций экспертов и других специалистов.

Продолжая разговор о налоговых новостях, стоит сказать о продлении до 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход. Его действие планировалось прекратить к 2018 году, на смену должна была прийти патентная система налогообложения. Однако власти в нынешних экономических условиях посчитали такой шаг нецелесообразным. Этот специальный налоговый режим остается одним из самых востребованных льготных режимов, позволяющих малому бизнесу снизить налоговое бремя и не испытывать особых трудностей при исчислении налога. Напомню, чем отличается «вмененка» от других режимов налогообложения: сколько бы предприниматель ни заработал, платить будет одинаково – 15% от вмененного дохода.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Режим налоговой тайны ослаблен»
Газета «Ставропольская правда»
27 июля 2016 года