Старина – не старье, но работающее достояние
В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» управлению переданы полномочия министерства культуры СК в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, в стране продолжает формироваться новая информационная система, объединяющая сведения обо всех памятниках истории и культуры, – единый государственный реестр объектов культурного наследия. Ставропольский край совместно с Минкультуры России тоже участвует в формировании данного реестра. О том, как строится сегодня работа молодого регионального органа охраны памятников истории и культуры, рассказывает начальник управления Татьяна Гладикова.
– Татьяна Вячеславовна, какими заботами живет управление, с какими проблемами и трудностями уже довелось столкнуться?
– Первой наиважнейшей задачей было формирование новой нормативно-правовой базы в связи с многочисленными изменениями в федеральном законе о памятниках и других нормативных актах. Год назад принят краевой Закон «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае», давший определения полномочий правительства и губернатора, органов исполнительной власти края в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия на территории нашего региона.
Вскоре появился еще один важный документ – Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В 2015 году управлением СК по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия реализован значительный объем работ. В частности, утверждены предметы охраны 109 объектов культурного наследия: 23 памятника истории и культуры федерального значения, 86 – регионального значения. Утверждены границы территорий 10 памятников истории и культуры федерального, 59 регионального значения, 9 выявленных памятников. Разработаны проекты зон охраны 13 объектов культурного наследия, в том числе семи федерального значения. В первом полугодии 2016 года прибавилось еще 42 объекта, имеющих утвержденные предметы охраны, и работа в этом направлении продолжается.
– В числе основных полномочий управления государственный надзор за состоянием объектов культурного наследия.
– Да, и мы уделяем этому первостепенное внимание. Нашими специалистами проведен осмотр 242 объектов культурного наследия. Сведения о 389 объектах включены в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В ходе 47 проверок юридических и физических лиц выдано 33 предписания и возбуждено 12 дел об административных правонарушениях. В результате судебными органами к административной ответственности привлечены пять лиц, которым вынесены штрафы на сумму 177 тысяч рублей, подлежащих уплате в бюджет Ставропольского края. С начала 2016 года проведено 11 проверок.
В единый государственный реестр с нашей подачи в 2015 г. вошел объект культурного наследия «Дом дежурного штабного офицера», первая половина XIX века (Ставрополь, ул. Жукова, 18), а в 2016 г. еще два объекта: «Дом Щербаковых, в котором в 1840-1841 годах останавливался М.Ю. Лермонтов», первая половина XIX века (Ставрополь, ул. Дзержинского, 181), и «Мемориальный комплекс павшим в боях за Родину, с братской могилой 320-й стрелковой дивизии», 1943 г. (Курский район, с. Русское), в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Пять объектов поставлено на государственную охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия.
– Все эти мероприятия, видимо, призваны стать единым комплексом мер, позволяющим сохранить не только отдельно взятые памятники, но и все историческое своеобразие той или иной территории?
– Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические населенные места Российской Федерации, список которых был утвержден в 1990 г. Шесть городов Ставропольского края имеют статус исторических населенных мест – Ставрополь, Буденновск, Георгиевск, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск. Конечно, в идеале в таких городах должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и образцы исторической застройки, исторические ландшафты. Казалось бы, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в этом. Однако, как показывает практика, мы то и дело становимся свидетелями утраты значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжения резко диссонирующих объектов в историческую среду.
Отчасти это объясняется пробелами в нормативно-правовой базе. С момента вступления в силу Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в российском законодательстве появилось новое понятие – «историческое поселение» федерального и регионального значения. Ставропольские города до настоящего времени не получили такого статуса, но при этом продолжают оставаться «историческими населенными местами». Но именно статус «исторического поселения» накладывает обременения, ограничивающие строительную и хозяйственную деятельность и регулирующие градостроительную деятельность на данных территориях. С анализом их состояния, с учетом необходимых запретов и ограничений. При этом, подчеркну, проекты генеральных планов исторических поселений, правил землепользования и застройки подлежат обязательному согласованию с соответствующими органами охраны памятников истории и культуры.
– А что вообще дает исторический статус?
– Никаких особых прав и привилегий, к сожалению. Хотя, на мой взгляд, в рамках хозяйственной деятельности на территории таких городов могло бы поощряться сохранение исторических хозяйственных и культурных традиций, старых кварталов, ландшафтного своеобразия городской среды.
– Но, согласитесь, бывает, сохранение старины ограничивает современное строительство, и город фактически лишается прибыли от выгодного экономического проекта...
– Действительно, работы по реальному восстановлению исторической застройки, сохранению культурного и природного наследия входят в прямое противоречие с хозяйственными и бюджетными интересами любого исторического города. А почетное звание само по себе пока не сказывается ни на каких-либо налоговых льготах или дополнительных финансовых влияниях.
– Татьяна Вячеславовна, не секрет, что состояние многих памятников истории и культуры в исторических городах края вызывает тревогу. Как можно повлиять на ситуацию при явно недостаточном финансировании реставрационных работ?
– Это является одной из самых больших проблем в наших исторических городах. Давайте вспомним. К началу 1990-х годов ситуация с охраной и реставрацией памятников истории и культуры и в России, и в Ставропольском крае характеризовалась как чрезвычайно тяжелая. В советское время под государственную охрану принимались только «идеологически выдержанные» объекты. И это при том, что тысячи объектов были уничтожены в предвоенные годы: в усадебных и монастырских комплексах размещались тюрьмы, больницы, санатории, товарные склады.
В новой, современной России сформировано национальное законодательство в сфере культуры: законы «О библиотечном деле», «Об архивном деле и архивах», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Начали реализовываться федеральные целевые программы. На Ставрополье с 2002 года из краевого бюджета впервые начали выделять средства на реставрацию памятников. Хочется отметить особое внимание правительства и Думы Ставропольского края к проблемам сохранения памятников воинской славы. С 2009 по 2015 год за счет субвенций из краевого бюджета отремонтированы десятки памятников во всех городах и районах края.
В целом по Ставропольскому краю ситуация с содержанием и реставрацией памятников остается непростой. В первую очередь это касается объектов, находящихся в муниципальной собственности, большинство из которых жилые здания, строения, занимаемые муниципальными учреждениями. На муниципальном уровне, по сути, не финансируются или просто отсутствуют программы в сфере сохранения историко-культурного наследия.
– Есть вопросы, которые, кажется, не требуют дополнительных вложений. Имею в виду наружную рекламу. Несмотря на запрет рекламы на памятниках истории и культуры, мы постоянно сталкиваемся с ней в исторических территориях, и это тоже значительно искажает их облик.
– Тут приходит на ум лишь одно слово – беспредел! И если можно выключить телевизор и отключить Интернет, то никак не спрячешься от рекламы на фасадах. И все-таки, уверена, регулировать рекламный процесс, направлять его в правильное русло – вполне посильная задача. При профессиональном, грамотном, продуманном подходе органов местного самоуправления реклама не будет заслонять архитектурные достоинства наших исторических зданий.
– Приходится ли вам сталкиваться с непониманием собственников зданий-памятников, должностных лиц различных уровней власти степени их ответственности в сохранении объектов?
– Увы, в глазах инвесторов ценность подлинника полностью девальвирована. Для них это всего лишь старье с большой степенью износа конструкций, трудно приспосабливаемое для современного использования. Да и содержание их обходится недешево. Памятники удается сохранить лишь благодаря неоднократно повторяющимся многочисленным беседам и консультациям, оформлению охранных обязательств, контрольно-надзорным мероприятиям. Практически все памятники истории и культуры при должном к ним отношении могут и должны находиться в хозяйственном обороте.
– К тому же законы законами, но ведь чувство гражданской ответственности никто не отменял...
– И потому особое значение имеет воспитание у местного населения, в том числе у молодежи, чувства малой родины, ответственности за судьбу своего села, города. Но нередко происходит так, что история и природа места, где мы живем, его люди – все это остается вне активного информационного пространства. И многие люди ничего об этих местах не знают. Необходимо всячески стимулировать краеведческое движение, поддерживать подготовку учебных пособий по краеведению, развивать детский и юношеский краеведческий туризм.
Здесь следует отметить большую работу по популяризации историко-культурного наследия, проводимую Ставропольским краевым отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, отметившего нынче 50-летний юбилей. Выявление уникальных черт истории, культуры и природы во всех уголках Ставрополья осуществляют преимущественно общественники, краеведы, члены ВООПИиК. Во всех городах и районах края, к счастью, находятся энтузиасты, которые выявляют, изучают и бережно хранят объекты историко-культурного и природного наследия.
– Татьяна Вячеславовна, какие направления работы вы считаете приоритетными на ближайшие годы?
– Прежде всего это внесение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведений об объектах культурного наследия, расположенных на территории края, утверждение границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, постановка на государственный учет и охрану памятников истории и культуры. Ну и конечно, мы намерены усилить федеральный и региональный государственный надзор за состоянием объектов культурного наследия.
13 июля 2016 года