13:30, 13 июля 2016 года

Коммунальные тарифы 2016: что увидят в платежках жители Ставрополя

С 1 июля коммунальные ресурсы населению традиционно обходятся дороже. Что увидят в ближайших платежках жители Ставрополя, нам рассказала руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина

– В первую очередь хочу напомнить, что распоряжением Правительства РФ индекс изменения платы за коммунальные услуги в среднем по Ставропольскому краю с 1 июля утвержден в размере 4,2%. Что конкретно скрывается за этой усредненной цифрой, представлю на примере тарифов для жителей краевого центра и Михайловска – городах, где работает СГРЦ.

Так, тариф на электрическую энергию составит 4,16 рубля за киловатт-час. А горожане, пользующиеся электрическими плитами, будут оплачивать электроэнергию исходя из тарифа 2,91 рубля. Кубический метр «голубого топлива» будет обходиться в 5,39 рубля тем, кто использует газовую плиту и газовую колонку для приготовления пищи и нагрева воды. Те же, у кого в домах используется газ еще и для отопления, с 1 июля должны платить за кубометр 5,36 рубля. В квартирах многоэтажек, где нет приборов учета газа, платеж рассчитывается по нормативу: плата составит ежемесячно 53,9 рубля на человека.

В Ставрополе, где населению оказывает услуги городской «Водоканал», холодная питьевая вода стала стоить 44,03 рубля за кубометр. Увеличение тарифа на водоотведение произошло до 16,14 рубля. А для жителей Михайловска, являющихся абонентами «Ставрополькрайводоканала», тариф подрос до 51,32 рубля за кубометр. Что же касается водоотведения, то кубометр воды теперь будет им обходиться в 26,09 рубля.

За тепло жители Ставрополя (поставщик – «Теплосеть») будут платить из расчета 1930,78 рубля за гигакалорию. Жители Михайловска, которым платежные документы формирует по поручению управляющей компании СГРЦ, оплачивают теплоэнергию по отдельной квитанции, выставляемой «Крайтеплоэнерго».

–  Обновленные тарифы мы увидим в июльских платежках, которые получим в первых числах августа, так?

– Все правильно. При этом подчеркну, в июльских квитанциях в графе «тариф» будут указаны и прежние расценки, и новые. Это связано исключительно со временем снятия показаний общедомовых приборов учета – как правило, они фиксируются 22-23 числа текущего месяца. Таким образом выходит, что расчет оплаты за июль будет содержать несколько дней июня, а к ним, конечно, применяется прежний тариф.

– Давайте в очередной раз заострим внимание читателей на том, что речь идет о традиционном подорожании коммунальных ресурсов. А жилищные услуги – это совсем другая история, скажем так, сугубо индивидуальная для каждого многоквартирного дома…

– Действительно, многие по-прежнему не разделяют услуги на коммунальные и жилищные, тогда как между ними принципиальная разница. Установление тарифов на коммунальные услуги – это забота государства. А вот жилищные, которые предполагают осуществление комплекса мероприятий по содержанию дома, его ремонту и т.д., «заведены» в первую строку квитанций, и расценки здесь регулируются самими собственниками жилья путем переговоров с управляющей компанией или между собой, если речь идет о ТСЖ. То, насколько они экономически обоснованы, зависит во многом от того, следят ли жильцы за реальной ситуацией в общедомовом хозяйстве и отстаивают ли активно свою позицию.

Таким образом, если рост тарифов – это, обязательное ежегодное явление, то вот размер оплаты за содержание и обслуживание общего имущества дома и когда он меняется, зависит сугубо от решения общего собрания собственников и их договоренностей с управляющей компанией. Анализ показывает, что в первом полугодии в многоэтажных домах Ставрополя практически не отмечено подорожания жилищных услуг УК. Хотя по ряду домов собственники приняли решение о так называемых разовых сборах – например, накопить за лето средства, необходимые для установки приборов учета или покрытия каких-то других нужд.

Если же вернуться к «утяжелению» платежей за счет повышения тарифов, то в случае с каждой квартирой рост окажется индивидуальным, поскольку напрямую зависит от объема потребленных услуг. Вместе с тем практика такова, что население в большей степени ощутит это только на старте отопительного сезона. Как известно, в это время значительная доля ежемесячного платежа за ЖКУ приходится именно на тепло, которое будет оплачиваться уже по новым расценкам.

– Светлана Васильевна, много раз упоминаем о платежных документах. СГРЦ уже несколько лет делает их очень подробными. По вашим наблюдениям, люди пользуются  детальными расшифровками?

– Очень многие сейчас щепетильно следят за личным бюджетом и вполне научились анализировать, за что они платят, в том числе и в сфере ЖКХ. В целом, мы сохранили вид платежек, к которому изначально привыкли горожане. На одной стороне документа нами представлена подробная информация, соответствующая требованиям Министерства строительства и ЖКХ РФ (приказ №924/пр от 29.12.2014г. «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению»), на другой – те же сведения, но в упрощенном виде и более крупным шрифтом, о чем в свое время настойчиво просили многие горожане.

Что касается подробностей, то, как и положено по упомянутому приказу, мы размещаем сведения о плательщике и помещении. Здесь же – абсолютно все данные об потребленных объемах коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, о размерах тарифов, стоимости услуг, информация о показаниях счетчиков и о нормативах, о произведенных перерасчетах, о просрочке платежей и пене за них. Потребитель также обязательно осведомляется о поставщиках и исполнителях услуг. Самостоятельный блок – сбор взносов на капитальный ремонт.

Отдельно хочу сказать о просрочках внесения платежей, что оборачивается начислением пени. В платежном документе обязательно есть соответствующее уведомление о ее сумме. Оплатить пеню можно по отдельному платежному документу, получив его у специалистов на участках СГРЦ или распечатав в личном кабинете на сайте расчетного центра. Те, кто пользуется онлайн-банкингом, знают, что соответствующий раздел есть и в системе «Сбербанк онлайн». Хотя традиционный совет – не допускать серьезных «опозданий» по оплате – законодательство стало жестче по отношению к неплательщикам. Со второго месяца просрочки размер пеней составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а вот с 91-го дня – пени вырастают в 2,5 раза до 1/130 ставки, и это могут оказаться довольно серьезные суммы.

Юлия ПЛАТОНОВА