«СП» уже неоднократно обращалась к теме финансового мошенничества – в последнее время в регионах фиксируется настоящий бум подобных преступлений. Аферисты пытаются завладеть средствами доверчивых граждан, используя различные приемы. Зачастую они представляются работниками банковских структур или каких-то официальных ведомств.

© Фото: из архива газеты «СП»

В частности, Банк России предупреждает, что мошенники стали довольно часто маскироваться под его сотрудников или неких уполномоченных лиц. К примеру, в телефонном разговоре или через SMS-сообщения человеку предлагается получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат». Для убедительности в разговоре может упоминаться официальный адрес Банка России. Более того, чтобы развеять возможные сомнения, некоторые аферисты предлагают даже направить копии документов: паспорта, служебного удостоверения, судебного решения или исполнительного листа. Однако на самом деле эти бумаги являются поддельными, предупреждают в Банке России.

А вот другая стандартная схема «развода»: по телефону вам могут предложить вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России», при этом осуществить перевод нужно на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Понятно, что, как только деньги от вас ушли, связаться с этим «представителем» не удастся.

К сожалению, по-прежнему многие доверяют рассылке SMS-сообщений или звонкам с информацией о блокировке банковской карты. Нередко сообщения содержат текст, который косвенно должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово «Сentrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо помнить: по законодательству Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется в том числе на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая любые компенсации.

Специалисты настойчиво рекомендуют не реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения. Не стоит перечислять деньги на незнакомые счета и номера телефонов, игнорируйте предложения о передаче денег при личной встрече. Прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых лиц, внимательно обдумайте ситуацию, посоветуйтесь с близкими и родственниками.

В связи с высоким риском обмана перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам.

Аналогично нужно вести себя при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты. Если закрались сомнения, свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту. Причем сделайте это по телефонам, указанным на карте, а не в полученном SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя.

Для защиты прав граждан в Банке России создана служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, имеющая разветвленную сеть по всей территории страны. Обращения от населения и жалобы на деятельность финансовых организаций, поднадзорных ЦБ РФ, принимаются как через специально созданный раздел «Интернет-приемная» на сайте www.cbr.ru, так и в письменном виде. Ставропольцам нужно обращаться в Отделение по Ставропольскому краю Южного ГУ Банка России (г. Ставрополь, ул. Ленина, 286). Также можно позвонить в контактный центр Банка России по номеру 8-800-250-40-72 (бесплатный звонок).