06:04, 20 мая 2016 года

Первые 72 дня российского парламентаризма

Первый российский парламент начал работать 27 апреля 1906 года в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце. Свершилось то, о чем мечтали и боролись лучшие умы страны – абсолютная монархия была ограничена представительной законодательной властью. В условиях нарастающей революционной борьбы император Николай II вынужден был издать манифест от 6 августа 1905 года, которым учреждена законосовещательная Государственная Дума. 17 октября последовал манифест, согласно которому населению даровались гражданские права и Дума объявлялась законодательной.

По положению Дума избиралась на пять лет. Ее заседания должны были созываться по пожеланию императора, он же мог назначать новые выборы. Были созданы четыре курии по принципу имущественного ценза – земледельческая, городская, крестьянская, рабочая. Сами выборы были многоступенчатыми. О том, как проходили выборы в Государственную Думу на Ставрополье и как реагировало население региона на заседания первого российского парламента, рассказывают сохранившиеся документы и периодические издания.

Исходя из состава и численности населения Ставропольской губернии, для нее было определено 47 выборщиков, которым предстояло избрать трех депутатов Государственной Думы. Поскольку на Ставрополье в то время не было предприятий численностью более 50 человек, то рабочие в выборах не принимали участия. Также не участвовали женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие срочной службы, учащаяся молодежь, подавляющая часть «иногородних», «инородцы» – калмыки, туркмены, ногайцы. Партии кадетов и октябристов в Ставрополе выдвинули своих кандидатов. Однако, несмотря на пропаганду и давление со стороны властей, крестьяне, имея большинство выборщиков (34 из 47), на губернском собрании провели в Думу своих депутатов: Я. Борисова, З. Мишина, Ф. Онипко.

Яков Васильевич Борисов – народный учитель. Обучался в Санкт-Петербургском учительском институте. Служил секретарем Петергофской уездной земской управы. Впоследствии педагог, журналист, автор детских книг и учебников. В 1891-1895 гг. – редактор издательства Сытина, журнала «Детское чтение». В члены Государственной Думы избран крестьянами Александровского уезда заочно. Принадлежал к парламентской трудовой группе.

Захар Степанович Мишин – волостной старшина села Ладовская Балка Медвеженского уезда (ныне Красногвардейского района) Ставропольской губернии. Был попечителем церковно-приходской школы. Среди крестьян пользовался большим доверием. Внепартийный.

Федот Михайлович Онипко – яркая личность, человек интересной судьбы. Он оставил след в истории не только Ставропольской губернии. На момент избрания в Государственную Думу был волостным писарем в селе Большая Джалга Благодарненского уезда (ныне Ипатовского района). В предвыборной кампании вел активную пропаганду и агитацию среди крестьян и пользовался у них громадным влиянием. Завоевал популярность в первые же дни работы Думы. «Лидером, вождем всех крестьянских депутатов является Ф.М. Онипко. Говорит на совещаниях дельно, определенно, сжато», – писала оппозиционная газета «Голос», выходившая в Ставрополе. Федот Онипко разделял программу крестьянского союза, являлся одним из лидеров парламентской трудовой группы. Редактировал печатный орган фракции – газету «Трудовая Россия».

Забегая вперед, добавлю, что после роспуска Думы Ф.М. Онипко принял участие в Кронштадтском восстании матросов и солдат в июле 1906 года, за что был арестован и приговорен военным судом на поселение в Сибирь. По пути в ссылку бежал, оказался в Париже. В годы Первой мировой войны добровольцем вступил во Французский иностранный легион, в первых же боях с немцами получил тяжелое ранение. После Февральской революции возвратился в Россию. Был назначен комиссаром Временного правительства на Балтийском флоте. В 1918 году от Ставропольского избирательного округа (по списку эсеров и совета КД) избирался во Всероссийское учредительное собрание. Сведения о нем обрываются в начале 20-х годов. По некоторым источникам – расстрелян.

Вернемся к событиям, происходившим в первой Государственной Думе. Чтобы создать ей противовес, был образован Государственный совет, которому, как писала газета «Голос», «надлежит пеленать Государственную Думу, когда она очень раскричится». Государственный совет оказался своеобразным фильтром между императором и Думой, поскольку мог отклонять любой из принятых ею законов.

Первый парламент оказался намного левее и несговорчивее, чем рассчитывало правительство, уповавшее на монархизм крестьян. Дума с первых дней своей работы оказалась в оппозиции к правительству. Особенно остро встал аграрный вопрос. В большой степени это было обусловлено тем, что 45 процентов депутатов были представителями крестьян и защищали их интересы. Так, депутаты от Ставропольской губернии подписали законопроект по аграрному вопросу, внесенный трудовой группой, ставший известным как «Проект 104». Ф.М. Онипко выступил в связи с этим в Думе 20 мая 1906 года. Ставропольские депутаты находились в оппозиции к правительству по всем основным вопросам. Обстановка в Думе и вокруг нее накалялась. Крестьянские депутаты все чаще обращались за поддержкой к своим избирателям, направляя им письма, телеграммы и, в свою очередь, получая от них наказы.

Поддержка трудовой группы и их требований была отражена более чем в двух десятках крестьянских наказов. Например, сход крестьян с. Кевсала (ныне Ипатовского района) 21 мая

1906 года послал Ф.М. Онипко телеграмму, в которой отмечалось, что «крестьянство грудью поддержит Думу в ее борьбе с правительством за осуществление программы трудовой группы и будет бороться до последней возможности за землю и волю».

Из-за резких выступлений в печати и с трибуны Госдумы правительство попыталось арестовать Федота Онипко, но в его поддержку начались митинги протеста и беспорядки в Благодарненском уезде. Власти были вынуждены его освободить, ограничившись закрытием возглавляемой им газеты «Трудовая Россия».

В конце июня на Ставрополье приехал депутат Государственной Думы Яков Борисов. Он побывал в селах Александровском, Благодарном, Новоселицком, Круглолесском и других. Всюду его встречали хлебом-солью. Он знакомил селян с положением дел в Думе. Рассказывал о злоупотреблениях министров, о деятельности трудовой группы, добивающейся мирным путем проведения в жизнь законов о земле, свободе слова, открытии союзов.

Между тем, как известно, дни первой Государственной Думы были уже сочтены, она просуществовала только 72 дня. Дума не оправдала надежд самодержавия на ослабление революционных выступлений. Указом от 8 июля император распустил ее, дабы не допустить «никакого своеволия и беззакония». Таковы были первые шаги и первые уроки российского парламентаризма.

Елена ГРОМОВА
«72 дня российского парламентаризма»
Газета «Ставропольская правда»
20 мая 2016 года