Ставрополец Владимир Бочков о новых технологиях в полиграфическом искусстве
К слову, в Белоруссии этот праздник по-прежнему отмечают по-советски, а с 1994 года каждый год 3 мая отмечается как Всемирный день прессы. Чем не повод в начале мая вспомнить не только о международной солидарности трудящихся всех стран, но и поговорить о новых тенденциях в развитии полиграфического производства? Об уникальных возможностях цифровой печати и тенденциях сокращения массовых полиграфических тиражей корреспондент «СП» побеседовал с руководителем ставропольской компании «Дизайн-студия Б» Владимиром Бочковым.
- Вы возглавляете известное не только на Ставрополье полиграфическое предприятие. А давайте вспомним, как все начиналось…
- Все мы родом из детства. Мой папа - художник, а мама - преподаватель математики, наверное, поэтому у меня всегда была тяга к красивым инновационным техническим решениям. И таким «полем совмещения» стал как раз графический дизайн. Хотя профильного образования у меня нет, меня всегда почему-то тянуло в полиграфию. А когда в графический дизайн пришли компьютерные технологии, я окончательно уверовал в то, что это именно мое дело.
Первый компьютер мы купили в 1996 году, а еще через пару лет основали с отцом небольшое рекламное агентство. Сначала в нем было всего четыре человека, сейчас это солидная компания, в которой работают более 30 сотрудников.
- Ваше становление приходится на время серьезных экономических потрясений. Как вам удалось преодолеть все трудности и не только сохранить свой бизнес, но и развить его?
- Первое образование у меня техническое, это уже потом «для общего развития» я закончил Санкт-Петербургский институт имени Репина. А тогда я был молод и оптимистичен. Через сложные времена мы прошли не заморачиваясь, простите за терминологию, но препон у каждого, кто хочет чего-то достичь, в жизни хватает. Мы взяли в аренду офис в Союзе художников и активно включились в работу. По-видимому, добросовестное отношение к делу и трудолюбие позволили нам не только преодолеть все трудности, но и накопить небольшой капитал. К слову, с 1998 по 2006 год мы развивались лишь за счет собственных средств, не привлекая кредитных ресурсов.
- По-видимому, в некоторой степени вам еще и повезло, поскольку зачастую для достижения успеха в любом виде деятельности очень важно, чтобы просто не мешали. А как вам работается в эпоху сокращения массовых тиражей?
- С развитием электронных каналов информации отношение к печатной продукции, конечно же, меняется. Но полиграфия, безусловно, не исчезнет, она подстроится под современные тенденции и видоизменится. Мы стараемся все время быть в тренде «модных» течений в этом направлении. С оборудованием Hewlett-Packard мы работаем с 2006 года, а в 2014 году установили самую последнюю модель новой цифровой печатной машины.
- А для чего вы поставили такую суперсовременную технику, потенциал которой, возможно, превосходит ваши потребности?
- У нас инновационная типография, мы стараемся быть на пике технологий. Сейчас самый активно развивающийся в мире тренд - приход цифровой печати в фотодело. Фотографии в ее традиционном виде сейчас как бы нет. Точнее, процесс ее материализации несколько иной: она существует в виртуальном пространстве, а материализуется посредством цифровой печати. Одним из направлений этого тренда являются фотокниги взамен традиционных фотоальбомов, которые можно выпустить хоть в единственном экземпляре, как книгу в твердом переплете. Раньше, к примеру, напечатать книгу в единичном экземпляре с высоким полиграфическим качеством было невозможно, а сейчас - пожалуйста. Вот мы и стараемся не отставать от этих тенденций, тоже занимаемся изготовлением фотокниг.
Когда в июне 2014 года на Ставрополье прилетал Президент России Владимир Путин, он пробыл здесь около шести часов. И в конце его визита наш губернатор Владимир Владимиров уже вручил ему фотоальбом, посвященный этой рабочей поездке главы государства. В режиме реального времени мы получали фотографии от фотографов, вставляли их в заранее заготовленный шаблон и печатали. Успели. И таких проектов у нас было несколько - когда прилетали какие-то делегации или важные гости.
- Слышал, ваша компания изготавливала какую-то продукцию для зимних Олимпийских игр в Сочи. Можно подробнее, каким образом вам удалось вклиниться в этот сегмент медийного рынка?
- Мы исполняли заказ для германских олимпийцев. Им нужно было оперативно отпечатать несколько тысяч открыток для основной и паралимпийской сборных, и там должны были быть фотографии с церемонии открытия Игр. Поэтому им нужен был компаньон где-то рядом. Вот они и нашли подрядчика в нашем лице. Хотя подобный довольно специфический заказ мог быть выполнен также в Пятигорске или Анапе, немцы почему-то остановили свой выбор на нашей организации. Замечу, для нас это был не столько коммерческий, сколько имиджевый проект. Здесь свою роль сыграли наше близкое расположение к Сочи и преимущества цифровой печати - оперативность и очень короткий технологический цикл. Тираж, скажем, в несколько тысяч экземпляров можно напечатать в считанные часы. Точно так же выполнили заказ для немецких паралимпийцев.
- А у нас в стране находится применение столь уникальному оборудованию?
- Мы реализовали очень интересный проект с московским журналом Publish, который активно освещает темы дизайна, верстки и печати. Это один из старейших профильных журналов России, посвященный всем направлениям полиграфии. Для майского его номера мы разработали и отпечатали обложку. Это наш самый свежий проект, который мы исполнили от дизайна до конечного продукта.
- А почему москвичи отдали заказ вам? В столице это будет стоить в разы дороже?
- Не только. Им наш проект был интересен тем, что мы на протяжении 13 лет довольно серьезно и глубоко развиваем относительно молодое направление цифровой печати, в котором каждый оттиск может быть уникален. Вот еще одно и, пожалуй, основное преимущество цифровой печати над традиционной. На оборудовании Hewlett-Packard разработан так называемый «умный поток» (smart stream), позволяющий на основе базового дизайнерского решения по закону случайных чисел генерировать бесконечное число индивидуальных неповторяемых вариаций.
На одном из мероприятий в Москве был представлен целый комплекс наших образцов. Там я познакомился с редактором журнала Игорем Терентьевым, заинтересовавшимся нашими креативными возможностями. Он предложил нам сотрудничество, и мы подготовили дизайн обложки журнала, полностью посвященной форуму Друпа в Дюссельдорфе.
- Что это за мероприятие?
- Drupa-2016 - XVI Международная выставка полиграфической, бумажной и упаковочной промышленности. Это как Олимпиада, только в полиграфии, она тоже проводится раз в четыре года. Журнал мы напечатали тиражом 6300 экземпляров. В современных реалиях тираж для журнала очень солидный. И мы каждому журналу сделали индивидуальную обложку. Было разработано три вида меняющихся рисунков орнамента, накладывающихся друг на друга, использованы графические элементы, символизирующие различные города мира, и четыре основные полиграфические краски. Москвичи остались довольны.
На Западе подобные маркетинговые ходы используют такие гиганты бизнеса, как Coca-Сola. В России наиболее активно пользуемся этими возможностями именно мы. С салоном «Люмьер» реализовали похожую схему для привлечения клиентов и сами перед Новым годом для постоянных клиентов провели лотерею со скидками: разработали индивидуальные коробочки, которые они сами снимали с елки и вытаскивали себе бонусы.
К слову, у нас есть что-то типа клуба по обмену опытом владельцев цифровых печатных машин, как наша. Мы относимся к региону Европа - Ближний Восток - Африка. Недавно я ездил на конференцию в Израиль, и в этом же журнале выйдет моя статья, посвященная итогам этого форума.
- Что дальше?
- Без смелых и оригинальных креативных решений полиграфия не сможет развиваться. Новым вектором в работе компании является максимальное использование возможностей полиграфического оборудования для более активного персонализированного воздействия на потребителя, подчеркивающего его индивидуальность и неповторимость.
6 мая 2016 года