Для большинства постсоветской прессы май является месяцем особенным: хотя День российской печати отмечается 13 января, день выпуска первого номера газеты «Правда» (5 мая) навсегда останется Днем советской печати.

Индивидуальная обложка к каждому экземпляру журнала

Индивидуальная обложка к каждому экземпляру журнала

Обложка фотоальбома, посвященного пребыванию Президента РФ на Ставрополье

Обложка фотоальбома, посвященного пребыванию Президента РФ на Ставрополье

Фотоальбом, посвященный пребыванию Президента РФ на Ставрополье

Фотоальбом, посвященный пребыванию Президента РФ на Ставрополье

Фотоальбом, посвященный пребыванию Президента РФ на Ставрополье

Фотоальбом, посвященный пребыванию Президента РФ на Ставрополье

К слову, в Белоруссии этот праздник по-прежнему отмечают по-советски, а с 1994 года каждый год 3 мая отмечается как Всемирный день прессы. Чем не повод в начале мая вспомнить не только о международной солидарности трудящихся всех стран, но и поговорить о новых тенденциях в развитии полиграфического производства? Об уникальных возможностях цифровой печати и тенденциях сокращения массовых полиграфических тиражей корреспондент «СП» побеседовал с руководителем ставропольской компании «Дизайн-студия Б» Владимиром Бочковым.

– Вы возглавляете известное не только на Ставрополье полиграфическое предприятие. А давайте вспомним, как все начиналось…

– Все мы родом из детства. Мой папа – художник, а мама – преподаватель математики, наверное, поэтому у меня всегда была тяга к красивым инновационным техническим решениям. И таким «полем совмещения» стал как раз графический дизайн. Хотя профильного образования у меня нет, меня всегда почему-то тянуло в полиграфию. А когда в графический дизайн пришли компьютерные технологии, я окончательно уверовал в то, что это именно мое дело.

Первый компьютер мы купили в 1996 году, а еще через пару лет основали с отцом небольшое рекламное агентство. Сначала в нем было всего четыре человека, сейчас это солидная компания, в которой работают более 30 сотрудников.

– Ваше становление приходится на время серьезных экономических потрясений. Как вам удалось преодолеть все трудности и не только сохранить свой бизнес, но и развить его?

– Первое образование у меня техническое, это уже потом «для общего развития» я закончил Санкт-Петербургский институт имени Репина. А тогда я был молод и оптимистичен. Через сложные времена мы прошли не заморачиваясь, простите за терминологию, но препон у каждого, кто хочет чего-то достичь, в жизни хватает. Мы взяли в аренду офис в Союзе художников и активно включились в работу. По-видимому, добросовестное отношение к делу и трудолюбие позволили нам не только преодолеть все трудности, но и накопить небольшой капитал. К слову, с 1998 по 2006 год мы развивались лишь за счет собственных средств, не привлекая кредитных ресурсов.

– По-видимому, в некоторой степени вам еще и повезло, поскольку зачастую для достижения успеха в любом виде деятельности очень важно, чтобы просто не мешали. А как вам работается в эпоху сокращения массовых тиражей?

– С развитием электронных каналов информации отношение к печатной продукции, конечно же, меняется. Но полиграфия, безусловно, не исчезнет, она подстроится под современные тенденции и видоизменится. Мы стараемся все время быть в тренде «модных» течений в этом направлении. С оборудованием Hewlett-Packard мы работаем с 2006 года, а в 2014 году установили самую последнюю модель новой цифровой печатной машины.

– А для чего вы поставили такую суперсовременную технику, потенциал которой, возможно, превосходит ваши потребности?

– У нас инновационная типография, мы стараемся быть на пике технологий. Сейчас самый активно развивающийся в мире тренд – приход цифровой печати в фотодело. Фотографии в ее традиционном виде сейчас как бы нет. Точнее, процесс ее материализации несколько иной: она существует в виртуальном пространстве, а материализуется посредством цифровой печати. Одним из направлений этого тренда являются фотокниги взамен традиционных фотоальбомов, которые можно выпустить хоть в единственном экземпляре, как книгу в твердом переплете. Раньше, к примеру, напечатать книгу в единичном экземпляре с высоким полиграфическим качеством было невозможно, а сейчас – пожалуйста. Вот мы и стараемся не отставать от этих тенденций, тоже занимаемся изготовлением фотокниг.

Когда в июне 2014 года на Ставрополье прилетал Президент России Владимир Путин, он пробыл здесь около шести часов. И в конце его визита наш губернатор Владимир Владимиров уже вручил ему фотоальбом, посвященный этой рабочей поездке главы государства. В режиме реального времени мы получали фотографии от фотографов, вставляли их в заранее заготовленный шаблон и печатали. Успели. И таких проектов у нас было несколько – когда прилетали какие-то делегации или важные гости.

– Слышал, ваша компания изготавливала какую-то продукцию для зимних Олимпийских игр в Сочи. Можно подробнее, каким образом вам удалось вклиниться в этот сегмент медийного рынка?

– Мы исполняли заказ для германских олимпийцев. Им нужно было оперативно отпечатать несколько тысяч открыток для основной и паралимпийской сборных, и там должны были быть фотографии с церемонии открытия Игр. Поэтому им нужен был компаньон где-то рядом. Вот они и нашли подрядчика в нашем лице. Хотя подобный довольно специфический заказ мог быть выполнен также в Пятигорске или Анапе, немцы почему-то остановили свой выбор на нашей организации. Замечу, для нас это был не столько коммерческий, сколько имиджевый проект. Здесь свою роль сыграли наше близкое расположение к Сочи и преимущества цифровой печати – оперативность и очень короткий технологический цикл. Тираж, скажем, в несколько тысяч экземпляров можно напечатать в считанные часы. Точно так же выполнили заказ для немецких паралимпийцев.

– А у нас в стране находится применение столь уникальному оборудованию?

– Мы реализовали очень интересный проект с московским журналом Publish, который активно освещает темы дизайна, верстки и печати. Это один из старейших профильных журналов России, посвященный всем направлениям полиграфии. Для майского его номера мы разработали и отпечатали обложку. Это наш самый свежий проект, который мы исполнили от дизайна до конечного продукта.

– А почему москвичи отдали заказ вам? В столице это будет стоить в разы дороже?

– Не только. Им наш проект был интересен тем, что мы на протяжении 13 лет довольно серьезно и глубоко развиваем относительно молодое направление цифровой печати, в котором каждый оттиск может быть уникален. Вот еще одно и, пожалуй, основное преимущество цифровой печати над традиционной. На оборудовании Hewlett-Packard разработан так называемый «умный поток» (smart stream), позволяющий на основе базового дизайнерского решения по закону случайных чисел генерировать бесконечное число индивидуальных неповторяемых вариаций.

На одном из мероприятий в Москве был представлен целый комплекс наших образцов. Там я познакомился с редактором журнала Игорем Терентьевым, заинтересовавшимся нашими креативными возможностями. Он предложил нам сотрудничество, и мы подготовили дизайн обложки журнала, полностью посвященной форуму Друпа в Дюссельдорфе.

– Что это за мероприятие?

– Drupa-2016 – XVI Международная выставка полиграфической, бумажной и упаковочной промышленности. Это как Олимпиада, только в полиграфии, она тоже проводится раз в четыре года. Журнал мы напечатали тиражом 6300 экземпляров. В современных реалиях тираж для журнала очень солидный. И мы каждому журналу сделали индивидуальную обложку. Было разработано три вида меняющихся рисунков орнамента, накладывающихся друг на друга, использованы графические элементы, символизирующие различные города мира, и четыре основные полиграфические краски. Москвичи остались довольны.

На Западе подобные маркетинговые ходы используют такие гиганты бизнеса, как Coca-Сola. В России наиболее активно пользуемся этими возможностями именно мы. С салоном «Люмьер» реализовали похожую схему для привлечения клиентов и сами перед Новым годом для постоянных клиентов провели лотерею со скидками: разработали индивидуальные коробочки, которые они сами снимали с елки и вытаскивали себе бонусы.

К слову, у нас есть что-то типа клуба по обмену опытом владельцев цифровых печатных машин, как наша. Мы относимся к региону Европа – Ближний Восток – Африка. Недавно я ездил на конференцию в Израиль, и в этом же журнале выйдет моя статья, посвященная итогам этого форума.

– Что дальше?

– Без смелых и оригинальных креативных решений полиграфия не сможет развиваться. Новым вектором в работе компании является максимальное использование возможностей полиграфического оборудования для более активного персонализированного воздействия на потребителя, подчеркивающего его индивидуальность и неповторимость.

Сергей ВИЗЕ