Строительные леса окружают большую часть «Комплекса Главных нарзанных ванн»

Строительные леса окружают большую часть «Комплекса Главных нарзанных ванн»

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Татьяна Гладикова (слева) и Ирина Семенова убеждены, что ремонтно-реставрационные работы на «Комплексе Главных нарзанных ванн» идут строго по проекту и завершатся в срок

Татьяна Гладикова (слева) и Ирина Семенова убеждены, что ремонтно-реставрационные работы на «Комплексе Главных нарзанных ванн» идут строго по проекту и завершатся в срок

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

«Комплекс Главных нарзанных ванн» в Кисловодске

«Комплекс Главных нарзанных ванн» в Кисловодске

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

«Комплекс Главных нарзанных ванн» в Кисловодске

«Комплекс Главных нарзанных ванн» в Кисловодске

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Состояние здания вызывает обоснованное беспокойство

Состояние здания вызывает обоснованное беспокойство

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Одна из «индийских» башенок, которые будут воссозданы в мастерской скульптора

Одна из «индийских» башенок, которые будут воссозданы в мастерской скульптора

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Состояние здания вызывает обоснованное беспокойство

Состояние здания вызывает обоснованное беспокойство

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Для Кисловодска Главные нарзанные ванны – это как для Москвы Кремль, считает главный архитектор российского республиканского научно-производственного АО «Росреставрация» Ирина Семенова. Она встретилась с корреспондентом «СП», чтобы развеять слухи и домыслы, возникшие с началом ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения.

Вопросами реставрации памятников истории и культуры на Кавказских Минеральных Водах Ирина Семенова занимается с 1975 года. По ее проектам восстановлены музей-усадьба Ярошенко, музей «Дача Шаляпина», историко-краеведческий музей «Крепость» в Кисловодске, грязелечебница имени Семашко в Ессентуках и многие другие объекты. «Я уже не столько москвичка, сколько кисловодчанка, – говорит Ирина Семенова. – Поэтому очень переживаю за судьбу Главных нарзанных ванн».

Великолепное здание в мавританском стиле с так называемыми «индийскими» башенками на крыше и майоликовой мозаикой на стенах по проекту архитектора Андрея Клепинина возвели в центре Кисловодска к 100-летию курорта. И затем больше 100 лет жители и гости Кисловодска восторгались этим архитектурным шедевром. Однако с начала нынешнего столетия к восторгам все больше примешивалось чувство досады: в неотапливаемом бездействующем здании появились трещины, расслаивался и осыпался кирпич, протекала крыша. Общественность била во все колокола. Местные и региональные власти сочувственно кивали головой, но бессильно разводили руками: мало того что нет средств на реконструкцию огромного здания, так еще и нет такого права – памятник-то федеральный.

Наконец два года назад по заказу Министерства культуры РФ был разработан проект реконструкции фасада и кровли здания. И вот в конце февраля нынешнего года перед фасадом здания появился забор, а у его стен строительные леса. Два месяца идут ремонтно-реставрационные работы, и все это время в городе-курорте не стихают дебаты: ни изувечат ли строители бесценный памятник?

– Пока все работы идут в соответствии с графиком и строго по проекту, – говорит Ирина Семенова.

Что касается вызвавшего бурю возмущения демонтажа «индийских» башенок на кровле, то, как объяснила Ирина Семенова, эти башенки на месте отреставрировать нельзя – они в аварийном состоянии. Некоторые имеют наклон в 20 градусов. В технологии проекта так и записано: «Разборка и перевозка в мастерскую скульптора». Отливать детали и заново компоновать башенки будет местный аттестованный скульптор в своей мастерской. Делать все остальное – укреплять кирпич и реставрировать мозаики – будут на месте.

Много шума в СМИ и обсуждений в городе вызвало и заявление одного из заезжих экспертов о том, что после реконструкции над зданием Главных нарзанных ванн появится эксплуатируемая кровля, где будут прогуливаться отдыхающие.

– Только через мой труп. Я не могу себе представить кафешку на крыше Главных нарзанных ванн, – говорит Ирина Семенова.

И пояснила, что в проекте, по которому работают сейчас, эксплуатируемой кровли нет.

Начальник управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Татьяна Гладикова подписала проект реконструкции и дала разрешение на производство работ. Поэтому она, как говорится, головой отвечает за сохранность комплекса Главных нарзанных ванн.

– В первой декаде апреля мы проверили ход ремонтно-реставрационных работ вместе с представителями авторского и технического надзора. После чего нас вызывали в Москву, в Министерство культуры России. Там мы доложили, что все идет по графику, замечаний нет.

А вот что следует обсудить с участием общественного совета и населения Кисловодска, так это будущее внутреннее устройство комплекса Главных нарзанных ванн. Пока оно весьма туманно. Только в июне нынешнего года на уровне Министерства культуры России будет обсуждаться техническое задание на создание проекта приспособления, то есть внутреннего устройства здания. Принимать же проект можно только после того, как состоится конкурс и будет определен пользователь комплекса Главных нарзанных ванн. Вот на его решение – как использовать огромное здание в самом центре Кисловодска – общественное мнение может повлиять весьма существенно. Пока суждения кисловодчан расходятся диаметрально. Одни ратуют за воссоздание в здании лечебных нарзанных ванн. Другие считают, что это технически очень сложно из-за ветхих коммуникаций и, по большому счету, бессмысленно, поскольку сейчас в каждом санатории есть свои нарзанные ванны. Большинство склоняется к организации внутри здания некого культурно-развлекательного комплекса. Лично мне по душе идея, которую высказала бывший мэр Кисловодска Наталья Луценко: превратить Главные нарзанные ванны в филиал крупного художественного музея и устроить в его просторных помещениях изысканную картинную галерею. Но, разумеется, и это предложение следует всесторонне обсудить.

Николай БЛИЗНЮК

Как сохранить кисловодский «Кремль»? / Газета «Ставропольская правда» / 27 мая 2016 г.