Так дела не делаются

Есть в Республике Дагестан единицы успешных предприятий, регулярно выплачивающих налоги. Но почему-то сегодня полюбившийся всем дагестанцам «Кизлярагрокомплекс», ежегодно приносящий в бюджет республики более 40 миллионов налоговых отчислений и выплачивающий зарплату шести сотням рабочих, подвергается давлению со стороны правоохранительных органов и тех, кто стоит за расследованием дела против главы предприятия Магомеда Тукуева.

Парадокс, но глава одного из самых крупных агрокомплексов республики вынужден был выплатить 700 тысяч рублей залога для того, чтобы избежать домашнего ареста и продолжать работать в напряженный для ОАО «Кизлярагрокомплекс» летний. Подробности о ходе расследования дела главы ОАО «Кизлярагрокомплекс» рассказал адвокат, защищающий интересы М. Тукуева, Мирза Мирзоев. По его словам, они уже ознакомились с материалами дела, внесли свои ходатайства в части предъявленного обвинения и выводов в отношении виновности Тукуева. Дело с обвинительным заключением уже направлено в прокуратуру республики. Есть только два варианта развития событий: утверждение обвинительного заключения, если работники надзорного ведомства сочтут, что в деле содержится достаточно доказательств для признания Тукуева виновным, или же удовлетворение ходатайства защиты о прекращении уголовного преследования главы предприятия и возвращение его в органы следствия.

В чем же обвиняется глава успешного агропромышленного предприятия и кто пострадавший в этом деле? Если на первый вопрос еще можно ответить, то на второй – с трудом и натяжкой. Почему – помог разобраться Мирза Мирзоев. Тукуев обвиняется в незаконном получении и легализации государственных субсидий. Но почему незаконно, если все до последней копейки было вложено в предприятие и увеличило его товарооборот? Следователи основывают свои выводы на двух фактах. Первое, на что упирают максимально: поскольку программа была рассчитана на 2009-2012 гг., то и возмещенные субсидиями расходы должны быть понесены в этот период. Однако в законах не сказано, что нельзя было направлять эти деньги на погашение затрат, понесенных в 2006 году, – именно тогда было куплено оборудование для ОАО. Гайдаевская ситуация со стульями: утром были инвестиции, а вечером – субсидии; однако следствие считает, что обмен должен был состояться одновременно. И никто не учитывает, что и в 2009 году предприятие приобретало оборудование почти на 41 миллион рублей. По словам Мирзоева, в законе не оговорены сроки, в которые должно было приобретаться оборудование, поэтому Минсельхоз посчитал возможным выделить Тукуеву субсидии. К тому же в документах на получение субсидий к каждому трактору, транспортеру и кормораздатчику прилагался акт, где была указана дата его приобретения. Тукуев не пытался ничего скрыть, тем более, сроки, в которые покупалось оборудование. Так какие вопросы сейчас могут быть к директору, который вкладывался в свое дело, увеличив тем самым выпуск продукции? В актах не содержалось неверных сведений о сроках ввода в эксплуатацию оборудования, не было в них и данных о том, что техника была введена в эксплуатацию в 2009 году. В документах лишь подтверждается сам факт того, что оборудование БЫЛО введено в эксплуатацию, а сам акт об этом составлен в 2009 году. Тогда к чему здесь предъявлять претензии? Странно и нелепо, не правда ли?

Факт второй: предприятие Тукуева не является сельхозпроизводителем, а, по закону, получать субсидии могли те промышленники, сельхозоборот которых составлял 70 процентов от общего. Согласно экспертизе, прибыль ОАО «Кизлярагрокомплекс» от сельхозпродукции составила всего 2 процента. Все остальное – товары промышленного назначения; и тут появляется ощущение, что агрокомплекс производит подшипники, ведь молоко, мясо и зерно сложно назвать товарами промышленного назначения.

Убедиться, что «Кизлярагрокомплекс» – самый что ни на есть сельхозпроизводитель, можно, просто зайдя в любой республиканский супермаркет и взглянув на ассортимент выпускаемой предприятием продукции.

Но обратимся и к цифрам: в состав агрокомплекса входят ООО Племпредприятие «Элита» – племзавод, который, единственный в республике, занимается производством племенного крупного рогатого скота молочного направления, и ООО Агрофирма «Молочник». ОАО «Кизлярагрокомплекс» в цифрах – это 5050 голов крупного рогатого скота, переработка до 70 тонн молока в сутки, 5850 гектаров земли под пашни, пастбища и производство кормов. В 2009 году было произведено 716 тонн зерна, 3861 тонн молока и 286 тонн мяса. В 2014 – 2801 тонна зерна, 9034 тонн молока и 549 тонн мяса. Весьма сложно после этого назвать предприятия, входящие в состав агропромышленного, промышленными.

Что же касается обвинений в сговоре Тукуева с главным бухгалтером предприятия С. Саверской, то следствие настаивает на договоренности о составлении не соответствующего действительности акта ввода в эксплуатацию оборудования, приобретенного для животноводческого комплекса в Черняевке. Сама главбух на допросе опровергла все обвинения, ответив просто: «Отчеты я составляла сама». Тукуев поручил ей собрать необходимый перечень документов для представления в Минсельхоз на получение субсидий, что она и сделала. А полученные средства были полностью израсходованы на развитие предприятия.

Что же касается абсурдных выводов представителей следствия, утверждающих, что Тукуев составлял подложный акт для того, чтобы получить личную выгоду или, как записано в деле, «в корыстных целях»… Что тут скажешь? Уже одна формулировка «обман Минсельхоза с целью хищения бюджетных средств» выглядит как гротескная смесь абсурда и бессмыслицы. Дотянуть это дело до определения «афера века» у тех, кто его затеял, вряд ли получится, но…

Работники республиканского Министерства сельского хозяйства сейчас, как и в 2009 году, понимали, что делают, и не были настолько некомпетентными, чтобы раздавать деньги, не проверив документы. Да и в чем же заключалась корыстная выгода Тукуева, когда и главный бухгалтер предприятия, и даже представители следствия сами подтвердили, что все деньги, полученные от министерства, были потрачены на техническое перевооружение производства и увеличение его мощностей?

В этом деле много абсурдного: не совсем понятно, на основании каких данных орган следствия пришел к выводу о причинении Минсельхозу и государству ущерба, если сам Минсельхоз указывает, что субсидии ОАО «Кизлярагрокомплекс» были представлены законно и ущерб им не причинен. Дело можно было не продолжать уже после заявления бывшего в 2009 году министром сельского хозяйства РД Мурата Шихсаидова, который заявил следователям, что вся продукция, выработанная ОАО «Кизлярагрокомплекс», – из сельскохозяйственного сырья.

Так отчего же такое давление на Магомеда Тукуева и его предприятие? Можно только догадываться, кто стоит за этим расследованием. Но разве не логично, что подобных налогоплательщиков нужно и должно поддерживать, однако мы видим абсолютное невнимание к происходящему со стороны властей. Обращение Тукуева к главе Дагестана Рамазану Абдулатипову с просьбой о взятии дела под личный контроль пока остается без ответа. А имидж предприятия стараются разрушить всеми средствами! Неделю назад съемочной группе РГВК «Дагестан», приехавшей, чтобы снять репортаж о работе предприятия, позвонили и велели возвращаться. Кто может запретить государственному каналу снимать сюжеты? Нет сомнений, что запрет исходил сверху.

А может, стоит посмотреть на конкурентов, ведь в республиканских магазинах полно брендов наших соседей: нальчикская «Новая деревня», к примеру. «Кизлярагрокомплекс» – сильное предприятие и очень им мешает. А, может быть, кому-то срочно понадобился бизнес или доля в нем?…. В любом случае, доводы следствия сшиты так, что разваливаются при малейшем дуновении, а Тукуеву уже предлагали уйти из Дагестана.

«Губернатор Астраханской области приглашает нас как инвесторов развивать их сельское хозяйство. Подумываем уйти из Дагестана туда. Мы ведь не просто производим молочную и мясную продукцию, мы занимаемся импортозамещением», – говорит заместитель директора ОАО «Кизлярагрокомплекс» Мухтар Магомедов.

Удивляться и задавать вопросы по делу «Кизлярагрокомплекса» можно бесконечно, но до финала еще далеко …

В начале июня 8 томов материалов были отправлены в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. А пока Магомед Тукуев, выплативший 700 тысяч залога, чтобы избежать домашнего ареста, продолжает работать.

Ожидание растянулось больше чем на месяц (8 томов все-таки), но 23 июля дело было возвращено руководителю Следственного комитета по республике без утверждения обвинительного заключения. Да, в прокуратуре согласились, что доказательств виновности Магомеда Тукуева попросту нет, а субсидии были получены честно, несмотря на все, к чему придиралось следствие. Пусть Тукуев приобретал оборудование в 2009 году, а деньги от Министерства сельского хозяйства республики получил в 2012. Но потрачены они на оборудование, которое, кстати говоря, он докупал в том же 2012 году. И стоимость всего купленного в 2009 и 2012 гг. – больше полученных от государства денег. Считать «Кизлярагрокомплекс» несельскохозяйственным предприятием, потому что в налоговой по форме отчетности предприятие зарегистрировано как переработчик, – не самый убедительный довод в пользу виновности Магомеда Магомедовича.

Таким образом, «доказательств виновности Тукуева в получении субсидий путем обмана и хищения не найдено», – гласят официальные документы.

Что интересно в этой истории – почему вопросы задаются тому, кто получил деньги, а не тому, кто их выдавал? Прежде, чем получить деньги, кизлярцы, наверное, оформили кучу документов, подтверждающих то, что они подходят под условия, необходимые для получения субсидий. И сделку, наверняка, анализировали эксперты Министерства сельского хозяйства республики, которое и отвечает за эти средства. Почему вдруг, спустя столько лет, следственные органы заинтересовались именно «Кизлярагрокомплексом», а не, к примеру, другими получателями субсидий, эффективность которых равна нулю? Вместо того, чтобы поддержать одного из немногих дагестанских товаропроизводителей, его пытаются «замочить».

В Следственном комитете России по Дагестану не намерены так быстро сдаваться и стоят на своем. Виновен, как считают следователи. И с решением прокурора Советского района не соглашаются, требуя обжалования его в республиканской прокуратуре. Теперь дело попадает в руки первого заместителя прокурора республики Сергея Белякова и… снова возвращается в Следственный комитет по Республике Дагестан, причем, снова без обвинительного заключения. Беляков, рассмотрев возражения представителей Следственного комитета, также вернул дело, указав те же самые основания для отказа выдвижения обвинения против Магомеда Тукуева. Прдставленные Тукуевым для получения субсидий в Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан документы не являются поддельными, деньги, полученные в качестве субсидий, он действительно потратил на нужды предприятия. В действиях Тукуева отсутствуют признаки мошенничества – таково мнение прокуратуры республики.

- Обвинить представителей Следственного комитета по республике в злоупотреблении невозможно, потому что действуют они в рамках закона. Но видно невооруженным глазом, что некто пытается продлить агонию этого дела, искусственно растягивая процесс и прогоняя дело по всем возможным инстанциям, хотя, по сути, его давно пора закрыть, – говорит Мирза Мирзоев.

Сейчас защита ставит вопрос о прекращении уголовного преследования Тукуева и меры пресечения в виде залога перед руководителем Следственного комитета Российской Федерации. Мирзоев признается, что пока окончательная точка в последнем томе дела «Кизлярагрокомплекса» не поставлена, но то, что материалы дважды были возвращены следствию, говорит о правоте доводов защиты.

А пока точка не поставлена, предприятие работает в штатном режиме, платит налоги и выпускает продукцию.

Полина МИХЕЕВА