Дом одиночества и надежды
Весна. Наконец из-за высоких хмурых туч нет-нет да и проглянет долгожданное солнышко, пригреет еще серо-бурую от прошлогодней листвы землю, запутает свои лучи в ветвях деревьев, тоже серых и пока ещё голых. Приголубит воробушков, которые уже вовсю чирикают, извещая всех о конце зимы. Приласкает и в-о-он тех мужчин, что играют в шахматы на скамеечке во дворе Светлоградского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, который в простонародье зовётся стардомом.
Как живете?
С приходом настоящего тепла сотрудники дома-интерната снимут защитную пленку со скульптурных фигурок барышни у входа на территорию учреждения, забавного олененка и прекрасной девушки у небольшого фонтанчика. Летом он будет утопать в зелени и дарить прохладу жильцам.
Их здесь 135, многие еще достаточно молоды, но имеют инвалидность и не имеют возможности жить с родственниками или просто близкими людьми. Женщин всего 28. Нехитрый подсчет показывает, что на одну даму приходится четыре кавалера. Везучие. А если серьезно, то, конечно, постояльцы здесь разные, начиная с бывших заключенных и заканчивая теми, кому просто некуда больше податься. Что уж греха таить, находятся и такие, кто водит дружбу со спиртным. Правда, стараются не переходить границы дозволенного, потому как знают: после двух предупреждений на третий раз – вылетят из учреждения. Не хочешь соблюдать положения устава учреждения – скатертью дорожка. Но по такому сценарию, к счастью, ситуация развивается редко. Пришедший не так давно на должность директора С. Дебелый ужесточил правила, касающиеся проноса спиртных напитков на территорию интерната и в здание жилого корпуса. Среди проживающих ежедневно проводятся профилактические мероприятия, в том числе и направленные на борьбу с алкоголизмом, бродяжничеством и попрошайничеством. Надо сказать, эта работа дала результаты: народ стал пить меньше. А питаться – лучше, опять же благодаря стараниям руководителя. Меню, конечно, не ресторанное, но готовят повара теперь вкуснее.
Однако не хлебом единым жив человек, а потому для своих подопечных сотрудники специального приюта проводят тематические вечера, часы поэзии, различные мероприятия и концерты с участием творческих коллективов районного Дома культуры. А частенько и сами жильцы устраивают посиделки: играют на гитаре или баяне, поют.
Те, кто любит анализировать, посещают шахматно-шашечный кружок и, кстати, добиваются в этих видах спорта неплохих результатов. Женщины рукодельничают – вяжут носки и салфеточки, шьют прихватки и вышивают. У некоторых мастериц отлично получаются бумажные гвоздики и атласные тюльпаны.
Тяга к спорту руководством учреждения тоже приветствуется, поэтому два раза в неделю желающие посещают физкультурно-оздоровительный комплекс «Победа». А с нынешнего года в жилом корпусе интерната открыта спортивная комната. Она пока не подходит для колясочников, но в скором времени администрация планирует приобрести именно для них новые силовые тренажёры.
Для постояльцев, имеющих инвалидность по зрению (а таких 14 ), организована группа общения. Недавно начали сотрудничать со Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, выписывают электронные книги. Обычная библиотека тоже не остается без посетителей. Чаще всего выбирают приключенческие и исторические романы. Увы, произведения классиков особым почетом не пользуются.
А вот что особенно нравится людям, так это нечастые поездки на природу. Еще бы: свежий воздух, костерок, рыбалка. Если повезет с уловом, то сразу и ароматную уху можно приготовить. Бывало, даже с ночевкой оставались на берегу озера.
Ко всему перечисленному можно добавить беседы со священником и посещение храма Петра и Павла и благодатненского храма Пресвятой Богородицы (двое прихожан приняли крещение), а также арт-терапию, физиопроцедуры и даже лечение грязью Тамбуканского озера по назначению врача.
Кажется, живи да радуйся, насколько позволяет положение, выбирай хобби и общайся. Прямо идеальная картинка вырисовывается. Однако все не так радужно. Уж очень неохотно некоторые постояльцы участвуют в общественной жизни дома-интерната. Наверное, проще сидеть в холле на удобных диванах и креслах, смотреть телевизор (кстати, плазменный), полностью отдаваясь во власть обломовщины. Или лежать в комнате и злиться на жизнь и весь мир, за пределами которого они оказались. Часто по своей же вине. Увы.
Уныние - грех
Иногда люди пожилого возраста и инвалиды попадают сюда по стечению жизненных обстоятельств. На глазах сотрудников интерната часто разворачиваются маленькие семейные трагедии. Случается, что бабушки и дедушки, ненужные своим детям, приходят сюда сами, устав от беспомощности и одиночества. А бывает и так: одна дочка сдает мать в дом престарелых, на следующий день другая ее забирает.
- Несмотря на это, старики, оказавшиеся у нас, склонны оправдывать своих уже взрослых детей, - говорит психолог Алевтина Полуэктова. - Только единицы уходят в обиду, и чисто по-человечески мы их хорошо понимаем.
Вообще же людей сюда приводят разные дороги. Никто, конечно, такое не планирует, но, как говорится, не стоит зарекаться.
В прошлом Валерий Леонидович Лофицкий – старший лейтенант авиации. Жил и работал в Харькове, строил планы на светлое будущее. Но оно повернулось к нему темной стороной. В 1993 году попал в аварию. Сломал позвоночник. Сломалась жизнь. В одночасье здоровый крепкий парень превратился в инвалида-колясочника.
Тем не менее духом он не падает:
- Все плохое мы уже выплакали. Надо жить. Жить с песней.
Он и живет, поет в хоре, очень любит композиции военных лет, иногда сам пишет стихи. Мечет дротики, а в ФОК «Победа» поднимает гири. И даже бросил курить. Просто сказал сигаретам «прощай» – и все. Вот что значит сила воли.
Алексей Иванович Аваков раньше жил в Курском районе. О том, как попал сюда, не рассказал, зато, глядя на бицепсы и широченные плечи, понимаешь, чем увлекается. Правильно, тяжелой атлетикой. Несмотря на… отсутствие обеих ног. Уже лет пять он интересуется радио- и телеаппаратурой, иногда балует себя покупками. А почему бы и нет? Чтобы не вылететь из интерната, несколько лет назад Алексей бросил пить. Теперь вместо градусного зелья покупает себе конфеты.
- Все хорошо здесь, одна беда –
дорога на улице Телеграфной отвратительная. Нам асфальт позарез нужен. Почему никто об этом не помнит? Нынешней зимой хлебовоз к нам подняться не смог по гололеду, пришлось самим носить хлеб в столовую. Разве это дело? - возмущается мужчина.
Кажется, мог бы встать – встал бы и пошел этот вопрос решать. Но…
В следующей комнате ждал сюрприз. Высокий симпатичный интеллигентный мужчина специально для меня под гитару исполнил песню «Очарована, околдована». Признаюсь, такой себя и чувствовала, слушая красивый, глубокий голос и наблюдая, как длинные пальцы перебирают струны. На ощупь. Дело в том, что Сергей Малько, так зовут жильца комнаты, потерял зрение в 30 лет из-за травмы на производстве. Жена практически сразу подала на развод. Пока были живы родители, сын жил с ними. А потом – сюда. Вот и радует теперь живущих в приюте.
Вообще, в тот день мне очень везло на интересных мужчин. Вот и Владимир Дудка - из их числа. Человек невероятно обаятельный, с шикарными усами. Когда мы вошли в спортивную комнату, он крутил педали велотренажёра.
- Усы у вас потрясающие, - сразу обращаю на них внимание.
- А как же, - улыбается спортсмен. И привычным жестом любовно поглаживает, покручивает кончики усищ. Казак, не иначе. Оказалось, бывший… сотрудник милиции. Его жизнь тоже не пощадила: забрала зрение. Жене стал не нужен, а других родственников не оказалось, вот и попал сюда. Но все же он шутит, балагурит и старается не унывать. И правильно делает. Толку от уныния все равно никакого, одна головная боль.
Четыре человека. Четыре судьбы. Четыре дороги, которые привели их в одно место – специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Не ждали такой судьбы, но приняли ее. Знают: могло быть и хуже. А потому продолжают жить, петь и надеяться на лучшее.