Уникальную коллекцию пасхальных яиц представила Мария Писаренко в ДНТ Ставрополя
Мария Алексеевна более 30 лет увлекается коллекционированием декоративных яиц. По ее словам, за последние несколько лет количество уникальных предметов выросло с 800 до 2 тысяч! Большинство работ – авторские, некоторые вообще не имеют аналогов и представляют творчество мастеров почти 70 государств мира.
- Мне довелось побывать в 40 странах, - рассказывает М. Писаренко. - И везде я видела уважительное отношение к пасхальному яйцу как важному духовному символу. В том числе в регионах, где преобладает мусульманское население.
Начало ее коллекции положило яйцо, найденное в комоде умершей матери с надписью «Христос Воскресе! Феоктиста. 1902 год». Постепенно глубже вникла в историю вопроса, узнав, что яйцо последователями всех основных конфессий издревле рассматривается как символ вечной жизни, пробуждения природы и весны. В подтверждение этого Мария Алексеевна подводит меня к одной из витрин, за которой красуются яйца, привезенные с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии. Много ярких, броских сюжетов, часть яиц расписана цветами лотоса, а также различными знаками оберега. Все они изготовлены из серебра или фарфора.
Мое внимание привлекло металлическое яйцо из Германии, украшенное стразами и выполненное в виде музыкальной шкатулки. Восхитила композиция мастеров резьбы по дереву из Ватикана под названием «Святое семейство»: в наполовину открытом маленьком яйце видны крохотные фигурки младенца Иисуса, Девы Марии и отца Иосифа. Уникальные замыслы, воплощенные в керамике, фарфоре, мраморе, хрустале, стекле, представлены художниками Великобритании, Италии, Греции, Испании, Франции.
Конечно, не может не радовать, что в коллекции нашлось место изделиям, выполненным в стиле российских народных промыслов, – тут хохлома и городецкая роспись, мстерская лаковая живопись и ростовская финифть, гжель и уральская керамика, кисловодский фарфор и гусевский хрусталь. Поражает разнообразие материалов и художественных решений, вызывает особое удивление смелостью мысли роспись по натуральной яичной скорлупе – таких сувениров создано в мире всего две сотни, причем половина находится в коллекции английской королевы Елизаветы II.
- Что представляет наибольший интерес? – переспрашивает Мария Писаренко и улыбается. – Трудно сказать, все предметы для меня словно родные дети, они мне очень дороги и потому отдать предпочтение кому-то не могу. Да и зачем? В коллекции нет одинаковых вещей и оттого каждая любопытна с точки зрения эстетики, исполнения, у каждой своя история создания и приобретения мною того или иного экземпляра.
Понятно, что Мария Алексеевна весьма бережно, с любовью относится к собранным раритетам, представляющим, несомненно, немалую художественную ценность. Обладать подлинными шедеврами – истинное счастье для любого коллекционера.
22 апреля 2016 года