В выставочном зале краевого Дома народного творчества в эти дни демонстрируется коллекция пасхальных декоративных яиц ставропольчанки Марии Писаренко, о которой в свое время уже писала «Ставропольская правда».

Мария Писаренко (справа) демонстрирует самое крупное яйцо из кисловодского фарфора авторской работы под названием «Патриархальное».

Мария Писаренко (справа) демонстрирует самое крупное яйцо из кисловодского фарфора авторской работы под названием «Патриархальное».

© Фото: Анатолий БЕРШТЕЙН

Коллекция пасхальных декоративных яиц ставропольчанки Марии Писаренко

Коллекция пасхальных декоративных яиц ставропольчанки Марии Писаренко

© Фото: Анатолий БЕРШТЕЙН

Мария Алексеевна более 30 лет увлекается коллекционированием декоративных яиц. По ее словам, за последние несколько лет количество уникальных предметов выросло с 800 до 2 тысяч! Большинство работ – авторские, некоторые вообще не имеют аналогов и представляют творчество мастеров почти 70 государств мира.

– Мне довелось побывать в 40 странах, – рассказывает М. Писаренко. – И везде я видела уважительное отношение к пасхальному яйцу как важному духовному символу. В том числе в регионах, где преобладает мусульманское население.

Начало ее коллекции положило яйцо, найденное в комоде умершей матери с надписью «Христос Воскресе! Феоктиста. 1902 год». Постепенно глубже вникла в историю вопроса, узнав, что яйцо последователями всех основных конфессий издревле рассматривается как символ вечной жизни, пробуждения природы и весны. В подтверждение этого Мария Алексеевна подводит меня к одной из витрин, за которой красуются яйца, привезенные с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии. Много ярких, броских сюжетов, часть яиц расписана цветами лотоса, а также различными знаками оберега. Все они изготовлены из серебра или фарфора.

Мое внимание привлекло металлическое яйцо из Германии, украшенное стразами и выполненное в виде музыкальной шкатулки. Восхитила композиция мастеров резьбы по дереву из Ватикана под названием «Святое семейство»: в наполовину открытом маленьком яйце видны крохотные фигурки младенца Иисуса, Девы Марии и отца Иосифа. Уникальные замыслы, воплощенные в керамике, фарфоре, мраморе, хрустале, стекле, представлены художниками Великобритании, Италии, Греции, Испании, Франции.

Конечно, не может не радовать, что в коллекции нашлось место изделиям, выполненным в стиле российских народных промыслов, – тут хохлома и городецкая роспись, мстерская лаковая живопись и ростовская финифть, гжель и уральская керамика, кисловодский фарфор и гусевский хрусталь. Поражает разнообразие материалов и художественных решений, вызывает особое удивление смелостью мысли роспись по натуральной яичной скорлупе – таких сувениров создано в мире всего две сотни, причем половина находится в коллекции английской королевы Елизаветы II.

– Что представляет наибольший интерес? – переспрашивает Мария Писаренко и улыбается. – Трудно сказать, все предметы для меня словно родные дети, они мне очень дороги и потому отдать предпочтение кому-то не могу. Да и зачем? В коллекции нет одинаковых вещей и оттого каждая любопытна с точки зрения эстетики, исполнения, у каждой своя история создания и приобретения мною того или иного экземпляра.

Понятно, что Мария Алексеевна весьма бережно, с любовью относится к собранным раритетам, представляющим, несомненно, немалую художественную ценность. Обладать подлинными шедеврами – истинное счастье для любого коллекционера.

 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Пасхальное яйцо как символ жизни / Газета «Ставропольская правда» / 22 апреля 2016 г.