06:31, 6 апреля 2016 года

Не дайте себя запугать коллекторам

Депутаты Госдумы РФ неоднократно заявляли, что намерены принять законы, которые позволят на деле ограничить произвол коллекторов. Первое чтение законопроекта о правилах взаимодействия коллекторских агентств с должниками должно пройти весной. А что сейчас, в нынешних реалиях, заемщик может противопоставить «вышибале»?

Этот вопрос мы задали нашему постоянному эксперту Роману САВИЧЕВУ, возглавляющему одно из крупнейших в России «Юридическое агентство «СРВ».

-В криминальных сводках российские коллекторы прописались давно. Однако на этом рынке работают как цивилизованные компании, так и «вышибалы», не признающие законов, – констатирует Р. Савичев. – Напомню, поводом для обострения дискуссии об их деятельности послужил инцидент, произошедший в Ульяновске в конце января. Ранее судимый мужчина, занимавшийся взысканием долгов, бросил в окно дома должника бутылку с зажигательной смесью. В результате серьезные ожоги получил двухлетний ребенок. Вслед за этой историей подверглись огласке и многие другие случаи, когда коллекторы применяли изощренные методы к должникам. Эти истории даже не хочется пересказывать.

А не так давно широко прогремел и Ставрополь. Коллекторы парализовали работу городской детской больницы им. Г.К. Филиппского из-за долга сотрудницы медучреждения.

Давайте обратимся к вопросу, какие действия коллекторы вправе совершать, а какие нет. Среди наиболее распространенных методов воздействия на должников, к которым прибегают «взыскатели», можно назвать судебные тяжбы, беспрестанные телефонные звонки и личные визиты. По большому счету, это весь легальный арсенал коллекторов.

В кредитном договоре и сопутствующих ему документах, как правило, заемщик подписывается под согласием на обработку персональных данных, в том числе и передачу их третьим лицам. Потому изначально признать надоедливые звонки противоправными действиями сложно. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» наделяет как банк, так и коллекторов (в законе они названы агентами банка) правом напоминать о долге, в частности, посредством почтовых сообщений, телефонных звонков и рассылки СМС-сообщений. Но происходить это должно исключительно с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни. Те же самые ограничения действуют и в отношении личных встреч, также разрешенных положениями закона.

Понятно, что закон прописывает, скажем так, цивилизованное общение – без грубостей и любых действий, связанных с нарушением прав и законных интересов должника. То есть никаких угроз жизни и здоровью, насильственных мер и т. д. Подобное рвение – однозначно вне рамок правового поля и грозит административной и уголовной ответственностью.

Людям, столкнувшимся с проблемой возврата кредитов, все это нужно хорошо осознавать. Коллекторские агентства – это обычные фирмы, которые не вправе давать гражданам какие-то указания и директивы. Наряду с этим, как бы банально ни звучало, нужно знать о своих правах. Не поленитесь их хорошо изучить, это придаст уверенности в общении с коллекторами и не даст им возможности вас запугать.

Как правило, эффективной является фиксация грубого общения на любые технические средства, будь то диктофон или мобильный телефон. Эти доказательства значительно подкрепят заявления в правоохранительные органы. Причем в каждом разговоре или при встрече с коллекторами просите их представляться – в законе для них прописана такая обязанность. Озвученные данные также записывайте. К слову, действуйте таким же образом, если по поводу возврата долга вам звонит судебный пристав, поскольку нередки случаи, когда коллекторы представляются должностными лицами различных органов власти.

По каждому случаю злостных нарушений обращайтесь в правоохранительные органы. Наряду с полицией заявления отправляйте прокурору, что будет означать дополнительный контроль. В некоторых случаях эффект приносит и обращение к руководству коллекторской компании, например, по электронной почте. Начальство, как правило, заинтересовано не в дополнительных проблемах, а в защите собственного бизнеса, балансирующего на грани закона, от внимания правоохранителей. В отличие от рядовых сотрудников, которые прежде всего гонятся за достижением необходимых показателей.

Все это может если не прекратить, то хотя бы свести к минимуму вмешательство в вашу жизнь коллекторов. Замечу также, что подобные советы на деле могут оказаться более действенными, чем обращение в так называемые антиколлекторские агентства. На их рекламу «клюют» загнанные в угол должники, но в конечном итоге остаются и с долгами, и с коллекторами. Антиколлекторские агентства на самом деле не имеют никаких реальных и законных возможностей воздействовать на «выбивал».

Как предлагают оградить граждан от террора со стороны коллекторов законодатели? Они намерены прописать полный перечень «правил игры» для этого сегмента рынка: начиная от уставного капитала (не менее 10 млн рублей) до расписания звонков должникам.

В частности, в России предполагается создание единого реестра, куда обязаны будут попасть фирмы, занимающиеся взысканием долгов. К деятельности таких организаций не смогут привлекаться люди с испорченной репутацией, ранее судимые.

Что касается регламента общения с должниками, то его нарушение грозит штрафами до 2 млн рублей. Звонить должнику коллектор сможет не чаще двух раз в неделю, а проводить личные встречи – не чаще раза в неделю. Незаконным должно стать сокрытие номера или адреса электронной почты.

Согласно тексту законопроекта, несовершеннолетние и недееспособные не смогут быть объектами взаимодействия с коллекторами. Кроме того предполагается введение прямого запрета на применение физической силы, угрозы ее применения, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление и введение в заблуждение. Законопроект также запрещает сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, размещать сведения о должнике, будь то Интернет или стены здания.

Важно, что правила общения с должниками будут едиными для коллекторов, банков и микрофинансовых организаций.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Не дайте себя запугать»
Газета «Ставропольская правда»
6 апреля 2016 года