06:36, 1 апреля 2016 года

По качеству дорог Ставрополье стабильно держится в десятке лучших регионов страны

Об электричках

– Мне приятно вам сообщить, – сказал Игорь Александрович, – что с 1 апреля в крае снижена плата для населения за проезд в пригородных электричках. Наверное, следует напомнить, что с 1 января текущего года был установлен экономически обоснованный тариф для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта в размере 3 рублей 5 копеек за каждый километр пути. Однако, учитывая социальную значимость этих перевозок, для многих это, в частности, самый доступный способ добраться до места работы или учебы, по инициативе губернатора принято решение сделать поездки более доступными. Для компенсации части потерь в доходах перевозчика из бюджета выделено 55,8 млн рублей. Это позволило снизить тариф до 2 рублей 52 копеек за километр.

О дорогах

По словам министра, все показатели, определяющие качество действующей дорожно-транспортной системы, в 2015 году выполнены. Это строительство новых дорог, их реконструкция, капитальный ремонт, предоставление субсидий на развитие сети муниципальных дорог, ремонт дворовых территорий. Что касается строительства подъездов с твердым покрытием к сельским поселениям, не имеющим круглогодичного доступа к транспортной инфраструктуре, решено, что в первую очередь будут решаться проблемы тех территорий, где транспортный разрыв с «большой землей» не более 10 км и население не менее 100 человек. В иных случаях, в частности, будут браться в расчет поселения, где, например, идет строительство нового производства, которое в перспективе станет точкой роста для местной экономики и обеспечит дополнительные рабочие места.

Трансферты из федерального бюджета в прошлом году использованы для выполнения задачи, поставленной президентом, об удвоении объемов дорожного строительства до 2021 года. Чтобы исполнить поручение главы государства, в 2016-м секвестирование краевого бюджета не коснулось индикативных показателей нового строительства в отрасли. Ожидаемое из центра финансирование будет потрачено именно на эти цели. Запланировано построить и реконструировать 80 км дорог регионального значения.

Из амбиционных проектов, на реализацию которых потребуется не один год, – объездная дорога Кисловодска и еще один обвод для краевого центра, чтобы избавить центр от транспортного коллапса в час пик. Согласование с Правительством РФ проходит проект, сделанный еще в 1961 году, – магистраль Кисловодск – Сочи. Нового строительства предусмотрено 90 км. Остальная часть дороги, проходящая через Карачаево-Черкесию, Краснодарский край, уже существует и потребует лишь ремонта или реконструкции. Придется пробить два тоннеля общей протяженностью 7,5 км, чтобы сохранить флору и фауну действующего национального парка. Выход из тоннеля будет чуть выше знаменитой Красной Поляны. Отсюда будет открываться прекрасный вид на окрестности и олимпийские объекты. Расстояние от Кисловодска до Сочи составит всего 250 км. Сегодня, как ни торопись, этот путь, с учетом еще и серпантина на подъезде к черноморскому курорту, составляет не менее 9 часов. Объект, безусловно, дорогостоящий. Только строительство тоннелей обойдется в 12 млрд рублей. А в целом проект «потянет» на сумму около 40 млрд рублей. Но в конечном итоге расстояния между всеми курортами – КМВ, горно-лыжными на территории соседних республик, черноморскими – будут кратно сокращены. В течение дня человек, принимающий нарзанные ванны, может попасть, например, на берег моря или в горы.

В рейтинге по качеству дорог Ставрополье стабильно держится в десятке лучших регионов. Как пояснил Игорь Васильев, основные маршруты по дорожной сети отработаны, то есть приведены в надлежащее состояние. А это 70 процентов транзитных перевозок и 80 процентов внутренних. Теперь пошли «по пирамидке вниз», то есть занялись проблемными участками на менее значимых отрезках транспортной инфраструктуры.

– Прошу не путать, – заметил Игорь Александрович, – по рангу дороги в крае делятся на федеральные, региональные, за состояние которых, собственно, и отвечает наше министерство, и местные. Надо помнить, что у каждого свое бремя ответственности. В частности, качество местных дорог во многом зависит не только от размеров субсидий, которые выделяют на их ремонт из краевого дорожного фонда, но и от того, насколько оперативно действует муниципалитет. Поставить дорожную сеть на баланс, подготовить проектно-сметную документацию, провести конкурсные процедуры – вот те задачи, без которых дальше слов дело не пойдет.

О взлетной полосе

– Реконструкция взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Ставрополь начнется в 2017 году. Проектно-сметная документация уже готова, есть необходимые визы от Правительства Российской Федерации о финансировании, – пояснил Игорь Васильев. – На сегодняшний день мы сумели увеличить среднегодовой пассажиропоток до 350 тысяч человек. На время проведения работ частично авиаклиентов придется перенаправить в аэропорт Минводы. Важно, что параллельно будет проводиться и реконструкция аэропортового комплекса: в результате нам удастся разделить поток пассажиров внутренних и международных линий. Прирастет и количество воздушных маршрутов. В 2018 году должны закончить все работы. Уверены, что удастся не только вернуть, но и прирастить количество авиапассажиров, летающих из аэропорта Ставрополя.

О переселении

С 2010 года проблема ветхого жилищного фонда взята под контроль Президентом РФ. В том же году подписан федеральный закон о его расселении. В настоящее время регион перешел к реализации уже третьего этапа программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Учитывая важное социальное значение вопроса, эта проблематика находится на личном контроле у губернатора.

С 17 июня 2013 года по 1 января 2016 года приобретено 821 жилое помещение для переселения 2 тысяч 29 человек из 94 аварийных многоквартирных домов. Для этого было построено (в том числе с участием в долевом строительстве) 38 домов общей площадью 30 тысяч 207 кв. метров. Целевой показатель по ликвидации аварийного жилищного фонда, установленный для Ставропольского края распоряжением Правительства РФ на 2014 год в размере 15 тысяч 87 кв. метров, был достигнут и составил 16 тыс. кв. метров. Однако сделано это было с опозданием на шесть месяцев. Проблемы с вводом жилья возникли в поселках Подкумок Предгорного района и Анджиевском Минераловодского района. За нарушение сроков пришлось отвечать. Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ было приостановлено финансирование мероприятий второго этапа программы и наложен штраф в размере 4,3 миллиона рублей, который был оплачен в декабре прошлого года. В 2015 году целевой показатель по ликвидации аварийной площади выполнен в срок и составил 13 тысяч 95 кв. метров.

Реализация краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 – 2017 годах» позволит в общей сложности переселить из аварийного жилищного фонда 3 тысячи 803 человека, ликвидировать аварийный жилищный фонд общей площадью 58 тысяч 106 кв. метров, находящихся в 197 аварийных многоквартирных домах.

На местах решают проблемы разными путями. В ряде муниципалитетов предусмотрен выкуп аварийного жилья. На полученные средства люди решают проблему по своему усмотрению. Есть муниципалитеты, где для переселенцев строят новое жилье. К сожалению, нередко итоги конкурсных процедур по незначительным признакам отклоняет управление Федеральной антимонопольной службы по СК, что зачастую приводит к затягиванию сроков начала строительства. А есть такие населенные пункты, где и подрядчика сложно найти.

Есть отставание по сносу жилья, из которого люди уже выехали. Как говорится, руки не дошли. Дело в том, что история длится с 2009 года. Я возглавил отрасль в 2015 году. Список муниципалитетов, не обеспечивших своевременный снос, положен на стол губернатору. Определен крайний срок для решения этой проблемы – 1 сентября 2017 года. Главным образом освободившиеся площадки предназначены под новое пятно застройки или парковые зоны.

Иногда затягивание сроков переселения происходит по не зависящим от власти причинам. Например, в городе Изобильном год судились с человеком, который категорически отказывался выселяться из аварийного дома. К счастью, в конце концов пришли к соглашению – новосел уже пакует вещи. Только по Кисловодску в суд поступило 72 иска от тех, кто отстаивал свое право жить в историческом центре. Им казалось, что их права ущемляются. Самым лучшим аргументом стала достойнейшая замена их жилью, зачастую с «удобствами» на улице и водой в рукомойнике. На улице Катыхина для переселенцев планируется возвести таунхаусы. Вид отсюда открывается великолепный: вот река, вот гора Кольцо. В новом доме на улице Набережной для жильцов предусмотрена отдельная парковка, перекинут мостик через реку с «пушкинскими» фонарями, в цокольном этаже здания размещены спортивный зал, контора управляющей компании. Школа рядом. Освободившиеся участки в историческом центре согласно генплану не уйдут ни под жилищную, ни под коммерческую застройку. Здесь будут парковые зоны, велосипедные дорожки. Все для удобства отдыхающих и гостей города.

О детских садах и школах

В 2015 году все детские сады введены в строй в срок. Даже на нашем проблемном объекте в ауле Эдельбай Благодарненского райна наконец перерезана красная лента. Четыре садика, попавших в стресс-сценарий в связи с кризисом, в Буденновске, селах Арзгир, Надежда, Эдиссия, в апреле будут готовы. С учетом времени, необходимого для их аккредитации, уже в мае эти учреждения будут готовы принять малышей.

Начата работа в рамках федеральной целевой программы по строительству и реконструкции школ. Одно из условий участия в ней – наличие типового проекта. Он готов и скоро пройдет экспертизу в Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Среди первоочередных объектов – школа в Михайловске на 1002 места.

Что касается итогов 2015 года, в 204-м квартале Ставрополя сдана в эксплуатацию школа на 990 мест. Учебное заведение уже прошло аккредитацию и начало набор учеников. Очень своевременное новоселье. Потому что все близлежащие школы, куда ходят живущие здесь школьники, переполнены практически вдвое. Теперь школа рядом. Близка к сдаче школа на 807 мест в 530-м квартале Ставрополя. В этом году планируется и сдача школы на 500 мест, строящейся в Пятигорске.

О транспорте

– Всего в крае 405 маршрутов межмуниципального сообщения, – проинформировал Игорь Васильев. – Все конкурсы на их обслуживание проведены были задолго до прихода в министерство новой команды. Поэтому, к сожалению, сложно стопроцентно держать ситуацию под контролем. В 2016 году по ряду маршрутов начнется конкурсная переаттестация. Сегодня приводим в порядок всю нормативную базу. Чтобы исключить из списка недобросовестных перевозчиков, в перечень требований будет включено наличие собственной ремонтной базы, медицинской службы для освидетельствования водителя перед выходом на линию, ограничения по «возрасту» транспортных средств. Эти меры необходимы для обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

«С 1 апреля проезд подешевеет»
Газета «Ставропольская правда»
1 апреля 2016 года