Коста Хетагуров – поэт известный и… неизвестный
В Ставрополе, на улице Дзержинского, под номером 105 стоит старинный особняк, где сохраняется память об осетинском поэте Коста Хетагурове. Это музей-усадьба В.И. Смирнова, выпускника Петербургской императорской академии художеств, впоследствии учителя рисования Ставропольской мужской классической гимназии, духовной семинарии, духовного училища. На фасаде - мемориальная доска: «В 1893 году здесь жил и работал революционный демократ, основоположник осетинской литературы, поэт Коста Леванович Хетагуров».
В 1871 году Леван Элизбарович привез 12-летнего сына из Владикавказа в Ставрополь и определил в гимназию. Десять лет, проведенных в стенах учебного заведения, остались самой светлой полосой в жизни Коста. Ставрополь, как чудесный сон, полюбился сразу, запомнился на всю жизнь и стал для него не чужой стороной, а вторым домом, полным юношеских надежд. Причем домом в буквальном смысле этого слова - благодаря заботам семьи художника-педагога В. Смирнова.
Василий Иванович с первых уроков обратил внимание на черноглазого парнишку, которому основы живописи давались гораздо легче, чем другим ученикам, и стал добрым наставником и другом юного воспитанника на многие годы… Именно Смирнову Коста был обязан серьезным увлечением живописью и успешным развитием своего необыкновенного художественного дарования. В гимназии формировался и литературный талант Коста. К этому времени он в совершенстве овладел русским языком, прочитал произведения классиков. Коста пробует свои силы в поэзии, пишет стихотворение на осетинском языке «Новый год» и делает вольный перевод на осетинский (по русскому подстрочнику) стихотворения Гете «Муж и жена».
В 1881 году по совету Василия Ивановича Коста отправился в Санкт-Петербург, блестяще выдержал вступительные экзамены (при конкурсе шесть кандидатов на одно место), был принят в Императорскую академию художеств на живописный факультет.
Осенью 1885 года Коста возвратился во Владикавказ. Основным его заработком стало выполнение многочисленных иконописных (к сожалению, последующие атеистические времена не пощадили их) и портретных заказов. Кроме того Коста Леванович работал художником-декоратором в театре, занимался многообразной культурной деятельностью, сотрудничал с газетами, освещая горскую жизнь в местной печати, что особенно привлекало к нему симпатии простого люда.
В августе 1889 года Хетагуров, уже известный поэт и художник, поспешил из Владикавказа в Пятигорск на открытие ныне знаменитого памятника М.Ю. Лермонтову. Среди многочисленных гостей этого события Коста встретил и В.И. Смирнова, также специально приехавшего из Ставрополя. Коста возложил к подножию монумента венок роз с надписью «От сынов Кавказа».
Когда в начале 1892 года не стало отца Левана Элизбаровича, Коста возвратился в Ставрополь. Определился на работу постоянным сотрудником - секретарем газеты «Северный Кавказ», где кроме внутренней и внешней корреспонденции вел городскую хронику. Обрадованный приездом своего любимца, Василий Иванович предложил Коста поселиться в его доме. Поэт с удовольствием переехал на постой к учителю. У Василия Ивановича и его супруги Анисьи Федоровны была большая семья - восемь детей. Они все очень любили Коста и называли его просто по имени, но на «вы». А он любил с ними возиться, играть, петь и танцевать. Дети никогда ему не надоедали, и Коста, увлекаясь, рассказывал им сказки, читал собственные стихи. И в этой семье подрастала та, которой было суждено стать последним волнующим аккордом в непростой, не слишком долгой и не очень-то счастливой жизни великого поэта.
В 1894 году в газете «Северный Кавказ» было опубликовано несколько стихотворений Хетагурова, посвященных Агриппине Михайловской. Она была старшей дочерью ставропольского купца И.С. Третьякова, в доме которого Коста бывал еще гимназистом. В 1895 году 18-летняя девушка вышла замуж за священника Михайловского. Спустя два года муж скончался от туберкулеза. Агриппина Иосифовна осталась молодой вдовой с малолетним сыном. Коста симпатизировал ей, женщине мягкой по характеру, очень привлекательной внешне и имевшей поклонников. Восторженный поэт даже сочинил акростих в форме лирического обращения к прекрасной Груне:
Горы канут в вечность,
Реки превратятся в лед,
Ум устанет, мысль иссякнет,
Но любовь, поверь поэту,
Ярким пламенем в веках живет!
Наверное, в глубине души Коста Леванович понимал невозможность для себя семейного союза, о чем свидетельствует его признание: «Я могу предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности… Найти охотницу делить со мной такую участь нелегко…».
Что подразумевал Коста под этими строками? Известный ставропольский краевед В. Парфененко в 50-х годах прошлого века встречался с сыном Агриппины Иосифовны. Вот что поведал Василий Михайловский:
«Коста Хетагуров действительно неоднократно делал предложение руки и сердца моей матери. Нас, детей, он очень любил, выписывал детский журнал «Пчелка». Матери посвящал многие стихи, дарил свои картины. В то далекое время матери одновременно делали предложения железнодорожный служащий Алексеев, Хетагуров и какой-то грек, владелец булочной в Новороссийске. Помню, когда мне было восемь лет, то есть в 1894 году, мать положила за киот иконы три записки с именами вышеуказанных лиц и заставила меня вытащить одну из них. Я вытащил записку с именем Алексеева, и впоследствии мать вышла за него замуж…». Вот такая история - целый любовный «четвероугольник»!
В доме Смирновых уже на закате своей жизни Коста пленился красотой старшей дочери учителя Гали. Осенью 1902 года из Владикавказа Коста прислал Смирновым письмо, смысл которого заключался в одном: «Отдайте мне Гали». Коста Левановичу было за сорок. Он прославленный поэт и зрелый человек. Но родители не принимали увлечение Коста всерьез. По воспоминаниям самой Гали Васильевны, предложение Коста явилось для нее полной неожиданностью: «Для меня он всегда был родным, но быть его женой - эта мысль никогда не приходила мне в голову…». Она все никак не решалась дать четкий ответ, не желая обидеть Коста. Пришло второе письмо: «Дорогая Гали! Я очень беспокоюсь, что не получаю ответа на мои письма. Напишите откровенно, да или нет - и это сделайте сейчас же! Привет всей семье. Коста. Город Владикавказ, 25 сентября 1902 года».
- Странные чувства вызвали эти письма, - вспоминала Гали Васильевна. - Я уже тогда почувствовала, что около меня большой человек, со своей большой тоской, большим вниманием, большой обнаженной душой. Так как родители предоставили право мне решать самой, я долго колебалась с ответом, а потом написала, что люблю его как брата, как друга, но женой стать не могу. Но если бы Коста приехал сам, я не в силах была бы отказать ему… Долго в нашей семье не могли успокоиться после этого».
Между тем со здоровьем у Коста было не все благополучно. Всего четыре года спустя после своего неудачного сватовства, 19 марта 1906 года, он скончался и был похоронен во Владикавказе, в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
15 марта 2016 года