Коста Хетагуров – поэт известный и… неизвестный
В Ставрополе, на улице Дзержинского, под номером 105 стоит старинный особняк, где сохраняется память об осетинском поэте Коста Хетагурове. Это музей-усадьба В.И. Смирнова, выпускника Петербургской императорской академии художеств, впоследствии учителя рисования Ставропольской мужской классической гимназии, духовной семинарии, духовного училища. На фасаде - мемориальная доска: «В 1893 году здесь жил и работал революционный демократ, основоположник осетинской литературы, поэт Коста Леванович Хетагуров».
В 1871 году Леван Элизбарович привез 12-летнего сына из Владикавказа в Ставрополь и определил в гимназию. Десять лет, проведенных в стенах учебного заведения, остались самой светлой полосой в жизни Коста. Ставрополь, как чудесный сон, полюбился сразу, запомнился на всю жизнь и стал для него не чужой стороной, а вторым домом, полным юношеских надежд. Причем домом в буквальном смысле этого слова - благодаря заботам семьи художника-педагога В. Смирнова.
Василий Иванович с первых уроков обратил внимание на черноглазого парнишку, которому основы живописи давались гораздо легче, чем другим ученикам, и стал добрым наставником и другом юного воспитанника на многие годы… Именно Смирнову Коста был обязан серьезным увлечением живописью и успешным развитием своего необыкновенного художественного дарования. В гимназии формировался и литературный талант Коста. К этому времени он в совершенстве овладел русским языком, прочитал произведения классиков. Коста пробует свои силы в поэзии, пишет стихотворение на осетинском языке «Новый год» и делает вольный перевод на осетинский (по русскому подстрочнику) стихотворения Гете «Муж и жена».
В 1881 году по совету Василия Ивановича Коста отправился в Санкт-Петербург, блестяще выдержал вступительные экзамены (при конкурсе шесть кандидатов на одно место), был принят в Императорскую академию художеств на живописный факультет.
Осенью 1885 года Коста возвратился во Владикавказ. Основным его заработком стало выполнение многочисленных иконописных (к сожалению, последующие атеистические времена не пощадили их) и портретных заказов. Кроме того Коста Леванович работал художником-декоратором в театре, занимался многообразной культурной деятельностью, сотрудничал с газетами, освещая горскую жизнь в местной печати, что особенно привлекало к нему симпатии простого люда.
В августе 1889 года Хетагуров, уже известный поэт и художник, поспешил из Владикавказа в Пятигорск на открытие ныне знаменитого памятника М.Ю. Лермонтову. Среди многочисленных гостей этого события Коста встретил и В.И. Смирнова, также специально приехавшего из Ставрополя. Коста возложил к подножию монумента венок роз с надписью «От сынов Кавказа».
Когда в начале 1892 года не стало отца Левана Элизбаровича, Коста возвратился в Ставрополь. Определился на работу постоянным сотрудником - секретарем газеты «Северный Кавказ», где кроме внутренней и внешней корреспонденции вел городскую хронику. Обрадованный приездом своего любимца, Василий Иванович предложил Коста поселиться в его доме. Поэт с удовольствием переехал на постой к учителю. У Василия Ивановича и его супруги Анисьи Федоровны была большая семья - восемь детей. Они все очень любили Коста и называли его просто по имени, но на «вы». А он любил с ними возиться, играть, петь и танцевать. Дети никогда ему не надоедали, и Коста, увлекаясь, рассказывал им сказки, читал собственные стихи. И в этой семье подрастала та, которой было суждено стать последним волнующим аккордом в непростой, не слишком долгой и не очень-то счастливой жизни великого поэта.
В 1894 году в газете «Северный Кавказ» было опубликовано несколько стихотворений Хетагурова, посвященных Агриппине Михайловской. Она была старшей дочерью ставропольского купца И.С. Третьякова, в доме которого Коста бывал еще гимназистом. В 1895 году 18-летняя девушка вышла замуж за священника Михайловского. Спустя два года муж скончался от туберкулеза. Агриппина Иосифовна осталась молодой вдовой с малолетним сыном. Коста симпатизировал ей, женщине мягкой по характеру, очень привлекательной внешне и имевшей поклонников. Восторженный поэт даже сочинил акростих в форме лирического обращения к прекрасной Груне:
Горы канут в вечность,
Реки превратятся в лед,
Ум устанет, мысль иссякнет,
Но любовь, поверь поэту,
Ярким пламенем в веках живет!
Наверное, в глубине души Коста Леванович понимал невозможность для себя семейного союза, о чем свидетельствует его признание: «Я могу предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности… Найти охотницу делить со мной такую участь нелегко…».
Что подразумевал Коста под этими строками? Известный ставропольский краевед В. Парфененко в 50-х годах прошлого века встречался с сыном Агриппины Иосифовны. Вот что поведал Василий Михайловский:
«Коста Хетагуров действительно неоднократно делал предложение руки и сердца моей матери. Нас, детей, он очень любил, выписывал детский журнал «Пчелка». Матери посвящал многие стихи, дарил свои картины. В то далекое время матери одновременно делали предложения железнодорожный служащий Алексеев, Хетагуров и какой-то грек, владелец булочной в Новороссийске. Помню, когда мне было восемь лет, то есть в 1894 году, мать положила за киот иконы три записки с именами вышеуказанных лиц и заставила меня вытащить одну из них. Я вытащил записку с именем Алексеева, и впоследствии мать вышла за него замуж…». Вот такая история - целый любовный «четвероугольник»!
В доме Смирновых уже на закате своей жизни Коста пленился красотой старшей дочери учителя Гали. Осенью 1902 года из Владикавказа Коста прислал Смирновым письмо, смысл которого заключался в одном: «Отдайте мне Гали». Коста Левановичу было за сорок. Он прославленный поэт и зрелый человек. Но родители не принимали увлечение Коста всерьез. По воспоминаниям самой Гали Васильевны, предложение Коста явилось для нее полной неожиданностью: «Для меня он всегда был родным, но быть его женой - эта мысль никогда не приходила мне в голову…». Она все никак не решалась дать четкий ответ, не желая обидеть Коста. Пришло второе письмо: «Дорогая Гали! Я очень беспокоюсь, что не получаю ответа на мои письма. Напишите откровенно, да или нет - и это сделайте сейчас же! Привет всей семье. Коста. Город Владикавказ, 25 сентября 1902 года».
- Странные чувства вызвали эти письма, - вспоминала Гали Васильевна. - Я уже тогда почувствовала, что около меня большой человек, со своей большой тоской, большим вниманием, большой обнаженной душой. Так как родители предоставили право мне решать самой, я долго колебалась с ответом, а потом написала, что люблю его как брата, как друга, но женой стать не могу. Но если бы Коста приехал сам, я не в силах была бы отказать ему… Долго в нашей семье не могли успокоиться после этого».
Между тем со здоровьем у Коста было не все благополучно. Всего четыре года спустя после своего неудачного сватовства, 19 марта 1906 года, он скончался и был похоронен во Владикавказе, в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
15 марта 2016 года

Депутаты Думы Ставрополья приняли более десятка законопроектов
Во время оккупации Ставрополя краевой конторе Госбанка удалось спасти все ценности

На Ставрополье за уровнем рек следят каждые десять минут

Родители выпускников на Ставрополье написали ЕГЭ

В феврале годовая инфляция на Ставрополье ускорилась до 11,8 процента
