Читатели «СП», безусловно, знают, что такая сторона образовательного процесса, как непомерная загруженность учителя отчетностью, обсуждалась на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования под председательством президента страны Владимира Путина. Прозвучала эта тема и в выступлении главы Ставрополья Владимира Владимирова на совещании по подготовке региона к проведению ЕГЭ.

Учитель

Учитель

© Фото: из архива газеты «СП»

Свой взгляд на проблему мы попросили изложить известного педагога и опытного управленца, директора гимназии № 10 «ЛИК» г. Невинномысска заслуженного учителя России Александра Калкаева. Вот что он сказал:

– Увы, школа всегда была перегружена отчетностью. Но в последнее время это просто вал какой-то. Вот уже месяц мы сдаем отчеты в рамках мониторинга по обеспечению качества образования. Информацию требуют за два года. На практике это означает, что каждый учитель должен представить планы работы с отстающими учащимися (с каждым отдельно), планы внеурочных мероприятий с ними по ликвидации пробелов в знаниях (включая подробно расписанные занятия). Кроме того, нужно составить таблицы, где представлены оценки детей (всех!) на репетиционных экзаменах, итоговые и т. д. А поскольку почти каждый учитель имеет классное руководство, то он должен представить отчетность и по воспитательной деятельности: какие провел мероприятия, куда ходил с детьми, зачем, как работал с родителями...

Причем вначале всю вышеперечисленную информацию нужно вбить в компьютер, а затем перенести на бумагу.

В том числе классные журналы мы давно ведем в двух вариантах – обычном (бумажном) и электронном. На это у учителя уходит масса времени. Отменить обычные, в переплете, классные журналы нельзя: по положению, они хранятся в архиве 75 лет, и именно по ним, если требуется, восстанавливают утраченные документы об образовании. Необходимость же электронного документооборота вытекает из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в соответствии с которыми деятельность образовательного учреждения должна быть открытой и прозрачной. А значит, в любой момент родитель школьника должен иметь возможность войти в его личный кабинет и узнать, какие у него текущие оценки, получить другую информацию.

Некоторый выход я вижу в том, чтобы доплачивать учителю определенную сумму за работу с электронными документами. Хотя бы так. Это, кстати, регулярно рекомендуют администрациям школ профсоюзы.

Однако федеральное Министерство труда и соцзащиты работу учителя с электронным документооборотом внесло в перечень его должностных обязанностей. Стало быть, отдельной оплате она не подлежит.

Что-то нужно менять...

Лариса ПРАЙСМАН

Девятый вал отчетности / Газета «Ставропольская правда» / 16 февраля 2016 г.