Кто заинтересован в финансовых знаниях россиян
Во времена любого кризиса очень правильно со стороны государства и других организаций, от которых зависит наша жизнь, поинтересоваться у народа: «Как вам живется, граждане? На что жалуетесь?». Будут или нет предприняты реальные шаги по облегчению существования граждан, неизвестно, но хотя бы «пар выпустить» народу это позволит.
Все пошли «в народ»
К примеру, в последнее время увеличилось количество различных опросов, которые проводят крупные агентства социологических исследований. Накануне Нового года Национальное агентство финансовых исследований опубликовало данные: 45% россиян не довольны состоянием своего кошелька, а удовлетворены им 24% опрошенных. Или в конце января ВЦИОМ рассказал, как изменились планы наших сограждан: в 2013 году 20% опрошенных планировали сделать ремонт дома, 9% - купить автомобиль, а 16% - поехать отдыхать по путевке. На 2016 год планы россиян скромнее: ремонт хотят делать 14%, машину покупать – 10%, а отдыхать по путевке планируют 10% респондентов. Такие опросы очень важны: как еще узнать настроения народа, если не спросить об этом у наших сограждан?
Кстати, как пишет «Комсомольская правда» со ссылкой на Минфин РФ, эти опросы дали еще одну, шокирующую цифру: 60% россиян считают банковские услуги «чрезвычайно сложными и непонятными». В связи с такими данными банки также пошли «в народ», направив в школы, институты и на различные предприятия тысячи своих сотрудников с разъяснениями пользы их продуктов.
Этой же тенденции придерживается и Центробанк, открывший в 2015 году колл-центр для приема жалоб от населения. Есть первые результаты: принято 180 тысяч вопросов и обращений, больше половины их касаются кредитной деятельности финансовых организаций страны. Однако мегарегулятор этим не ограничился. Его специалисты регулярно проводят уроки финансовой грамотности среди населения, а также распространяют специальные брошюры с разъяснениями принципов работы самых непонятных по мнению наших сограждан компаний – страховых агентств и микрофинансовых организаций (МФО).
Мы – не ходячие кошельки
По мнению некоторых экспертов финансового рынка, тем же микрофинансовым организациям не выгодно повышение финансовой грамотности населения. То есть, «хождения в народ» с разъяснениями для них – это весомый фактор на пути к убыткам. Так ли это, мы поинтересовались у Сергея Седова, главы широко известного сегодня сервиса онлайн займов «Робот Займер»:
«Если МФО законопослушное, выполняет все требования Центробанка и не использует мошеннических схем, то просвещение населения – только на руку такой компании, ведь ей «темнить» ни к чему. У нее обязательно есть свой сайт, на котором размещены не только условия обслуживания и конечная стоимость займа для клиента, но и весь договор, с которым можно ознакомиться без спешки. Есть «горячая» телефонная линия, операторы которой разъяснят любой вопрос. Например, у «Робота Займера» есть и сайт с исчерпывающей информацией, и круглосуточный колл-центр. Мы сделали всё, чтобы россиянам было удобно выйти с нами на контакт и уточнить, что нужно. Поддерживаю стремление финансовых структур и государства донести правильную информацию до населения, ведь россияне – это не бездушная масса ходячих кошельков, к людям нужен индивидуальный подход. Конкретно наша компания готова предоставить такой подход к каждому нашему клиенту. Если у него возникли проблемы с выплатой займа и он выйдет с нами на связь, мы обязательно предложим хороший выход из ситуации, чтобы не допустить накопления излишней задолженности. То есть, другими словами, МФО выгоднее иметь не того клиента, который замкнулся в своем незнании прав и обязанностей и пытается уйти от платежей, накапливая долги, а того, кто знает, планирует, умеет считать деньги и готов договориться о взаимовыгодных условиях обслуживания».
Получается, всем выгодно выстроить диалог с россиянами. Именно поэтому в наступившем году Центробанк хочет создать «Одно окно» для жалоб населения на финансовые компании страны. Это окно будет принимать все обращения, которые пока что направляются и омбудсмену, и в Роспотребнадзор, а также в комитеты по защите прав потребителей. По мнению ЦБ, единая точка приема обращений поможет создать правдивую статистику жалоб и выявить самые слабые места финансовых рынков, а значит, и позволит принимать еще более действенные меры по контролю деятельности всех компаний.