«Река времени» Леонида Попандопуло – напоминание о прошлом, обращение в настоящее
Леонид Попандопуло родился в Кисловодске, учился в Ленинградском художественно-педаго-гическом училище. В студенческие годы его увлекали темы труда, жизнь деревни. В регионе да и во всей стране хорошо знали мастера, его полотна составляли экспозиции краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Вплоть до последнего дня жизни он активно работал, стараясь найти не только новые формы самовыражения, индивидуальный почерк, но и темы сюжетов. А они заслуживают особого внимания.
На выставке «Река времени» гостей ждут живописные труды разных лет, которые дают представление о глубоком внутреннем мире художника. Он не писал «просто так». Каждая картина - идея. А без нее, пожалуй, никакого смысла в искусстве нет. Леонид Попандопуло был универсальным мастером, вспоминали гости выставки, его кисти подчинялись любые темы и жанры. Однако в экспозиции музея организаторы большую часть пространства отдали портретам.
Надо сказать, что выставка важна и значима не только в рамках объявленной даты. Картины актуальны сегодня и потому, что рассказывают о человеке, каким он должен быть, о героях, каких во времена художника найти не было проблемой.
Мы все и всегда хотим мира, но нечасто признаемся себе в этом, просто не акцентируя на проблеме внимания. Наверное, об этом хотел сказать Л. Попандопуло через картину «Враги». Здесь автор представляет свой взгляд на отношение людей к войне. Он помещает в одно пространство мужчин, воюющих по разные стороны баррикады. Они ранены, оба устали бороться «за правду». Каждый из них не воин, а в первую очередь человек. И им, простым людям, на самом деле делить нечего. При этом мы не знаем имен героев, не знаем времени, о котором полотно рассказывает. Но это не главное. Главное, что чуткая совесть художника дает правильное понимание войны, просит своего зрителя воспринимать жизнь глубже стандартных рамок. Художник словно погружает нас в созданное им пространство. Так, монументальная работа «Красный пахарь» практически лоб в лоб сталкивает с главным героем.
Попандопуло не боялся иг-рать с цветом, красками, ракурсами. Какая-то часть экспозиции выполнена в темных, насыщенных, сосредоточенных тонах, другая - более легкая и светлая. Особое место занимают на выставке картины, повествующие о трудовых буднях людей. Вот, например, «Доярки. Полдень». И если в ряде полотен автор ограничивался одним-двумя героями, в этой он позволил себе рассказать о целой бригаде доярок, которые присели отдохнуть прямо под палящим солнцем. По соседству с этой работой, в продолжение темы, портрет доярки Натальи Мыгаль. А вот художник запечатлел старого чабана Наби Алиева, захваченного какими-то думами.
Леонида Попандопуло смело можно назвать летописцем эпохи. В своем творчестве он, точно историк, честно и талантливо фиксировал время. А еще он хорошо чувствовал людей. В жанре портрета Попандопуло предстает как философ, стремящийся понять процессы, происходящие в жизни. Своих героев художник рассматривал с разных сторон - психологической, исторической, бытовой, творческой… И даже Ленин им представлен не как мощный политик, а, скорее, в образе обычного человека. Удивительно, но художнику без ущерба для творчества удавалось жить в определенных идеологических рамках и подчинять себе время.
- Отрадно, когда музей открывает выставки больших мастеров, - отмечала искусствовед Ольга Бендюк. - Я думаю, Леониду Попандопуло никогда не было стыдно за свои картины... Сегодня у нас нет героя времени, а у художников 60-70-х годов он был. Попандопуло считал: не важно, военный он, пахарь ли, герой времени должен быть человеком с большой буквы.
Выставка «Река времени» - это праздник подлинного мастерства, когда зритель становится его участником. Крупнокадровая композиция позволяет каждому войти в этот далекий нам и близкий для художника мир, почувствовать свою сопричастность ему. Будучи талантливым человеком, и об этом прямо свидетельствуют его работы, Леонид Попандопуло обладал главным свойством художника - способностью размышлять. А сегодня картины его помимо всего прочего служат памяти. Они зафиксировали для нас и следующих поколений важную информацию о том, как именно было. Не зря же говорят: чтобы смотреть в будущее, нужно видеть прошлое. Когда понимаешь, откуда идешь, становится более осознанной дорога впереди...
19 февраля 2016 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
