Малый бизнес освободили от плановых проверок
Закон устанавливает трехлетний запрет на проведение органами государственного и муниципального контроля плановых проверок в отношении малого бизнеса. От них освобождаются предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек, поясняет суть нового закона Роман САВИЧЕВ, возглавляющий «Юридическое агентство «СРВ». Власти рассчитывают, что под «надзорные каникулы» подпадет до 80 процентов участников рынка.
– Думаю, не нужно подробно объяснять, что мораторий на плановые проверки призван упростить условия работы для малого бизнеса и отчасти стать мерой поддержки в сложной экономической ситуации, – отмечает Р. Савичев. – Ведь, если честно, сегодняшние требования к бизнесу таковы, что найти огрехи можно в работе даже самых честных компаний. И основная проблема заключается отнюдь не в самих проверках, а в избыточных требованиях, которые очень часто не связаны с безопасностью или качеством товаров и услуг. К сожалению, этим зачастую пользуются проверяющие, заинтересованные в личном обогащении.
Да и, учитывая размер штрафов, небольшую фирму легко можно довести до банкротства. Случаи разорения предпринимателей из-за недобросовестных действий контролирующих органов регулярны. Так что при нынешней финансово-экономической турбулентности закон вступает в силу как нельзя вовремя.
Закон был разработан в рамках реализации задач, озвученных Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года. Он тогда призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля» и предложил ввести «надзорные каникулы» для малого бизнеса. И, напомню, 3 декабря 2015 года в своем послании главой государства было высказано некоторое разочарование темпом работы по облегчению ведения бизнеса именно в части избыточного контроля и надзора. В той или иной степени исправить положение дел и должен новый закон.
Правда, в нем прописан целый ряд исключений. Так, мораторий, действующий с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, не коснется малого бизнеса, работающего в сфере здравоохранения, образования, социальной, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Также из поля зрения надзорных органов не скрыться аудиторским организациям, управляющим компаниям многоквартирных домов и организациям, работающим с гостайной. Не получат полной свободы от проверок также ранее провинившиеся бизнесмены. То есть на «каникулы» не выйдут компании, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.
На мой взгляд, также правильно, что не будут прекращаться налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды, ведь в последнее время зафиксировано ухудшение платежной дисциплины страхователей. И не исключено, что отмена проверок со стороны фондов могла бы привести к резкому ухудшению ситуации с уплатой страховых взносов. Оправданы и другие исключения. Также сохранится надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов I и II классов опасности. Здесь отмена проверок может привести к происшествиям с человеческими жертвами и даже техногенным катастрофам.
К слову, новации совсем не означают, что нельзя будет найти управу на нечистоплотных предпринимателей. Надзорные каникулы безопасны для потребителей услуг малых предприятий. Мораторий не предполагает отказа от внеплановых проверок. Они, как и сейчас, будут проводиться после поступления жалоб на те или иные фирмы в надзорные инстанции. То есть у надзорных органов остается возможность оперативного реагирования. Так что следует учитывать, что ни один представитель малого бизнеса не защищен от проверок полностью на ближайшие три года.
В будущем, как мне кажется, такие «каникулы» можно было бы распространить на часть среднего бизнеса – это вполне могло бы дать не меньший положительный эффект для роста экономики. Более того, важно, чтобы в нашей стране продолжалась активная работа по реформе контрольно-надзорных функций. Госорганы должны быть избавлены от пресловутой «палочной» системы, а у бизнеса должны быть расширены возможности апеллировать по несправедливым решениям.
10 февраля 2016 года