Игорь Васильев

Игорь Васильев

Не прошло и года после слияния двух краевых министерств в одно, объединившее под своей крышей вопросы строительства, дорожного хозяйства и транспорта. Возглавившему ведомство Игорю Васильеву перестраиваться пришлось буквально на марше и срочно осваивать такую большую и сложную отрасль, как строительство. Опыт руководства в ранге министра дорожного хозяйства и транспорта СК, безусловно, был главным помощником. А еще умение браться за решение сложных задач и добиваться успеха. Так что вряд ли можно назвать случайным назначение дорожника до мозга костей в мае прошлого года на должность министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК. Выход был только один – работать за двоих с опорой на свою управленческую команду.

– Игорь Александрович, вам достался трудный хлеб. Мало того что пришлось осваивать руководство новой отраслью, но еще одновременно и справляться с кризисными явлениями в экономике. Как в целом отразился форс-мажор на подведомственных министерству отраслях?

– Освоился, подтянулась и команда. Сегодня могу сказать, что работать удается практически без сбоев. Изменения в макро- и микроэкономике, выражаясь языком теоретиков, безусловно, оставили свой отпечаток на развитии отраслей. Одно из сложных обстоятельств – сметная стоимость строительства осталась на прежнем уровне, а реальная изменилась, учитывая, что немалая часть стройматериалов до сих пор импортируется и цена их определяется в привязке к доллару. Однако у медали есть и вторая сторона, снимающая негатив стресс-сценария в экономике. У предприятий, производящих строительные материалы, появилась реальная возможность воспользоваться ситуацией в свою пользу, замещая импортные ингредиенты, необходимые для возведения зданий, на свои, собственного производства. Министерство ориентирует застройщиков на закупку прежде всего материалов отечественного производства, причем желательно местного, ставропольского, особенно на строительстве объектов социально значимых. Предприятия по производству железобетонных и других изделий, без которых не обойтись стройке, в Ставрополе, Невинномысске, Новопавловске уже сегодня составляют серьезную конкуренцию поставщикам из других регионов. С учетом новых обстоятельств создается и проектно-сметная документация. В соответствии с ее новым содержанием при строительстве школ в этом году будет по максимуму использована продукция ставропольской строительной индустрии.

Что касается объема производимых работ, дорожная отрасль не дрогнула. Но есть трудности, перекочевавшие из прошлого года. Битум, без которого немыслимо строительство дорог, поступает со сниженными качественными характеристиками. Казалось бы, наука придумала немало химических присадок, которые способны улучшить ситуацию. Но вот беда, при разогреве, без чего не получить асфальтобетонной смеси, эти так называемые улучшители улетучиваются. Вот ведь парадокс. Асфальт, качественно уложенный еще в советские времена, до сих пор на многих участках трудно поддается фрезерованию, то есть удалению с дорожного полотна, хотя еще и в помине не было современных присадок. Но тогда степень перегонки нефти, извлечения из нее полезных компонентов не была столь высокой. И битум в итоге сохранял необходимую для прокладки качественной дороги вязкость. Но выход все же найден. Первичная проверка характеристик битума теперь проводится на заводах-поставщиках. Говоря простым языком, на месте будем разогревать и, если качество нас не устроит, требовать доведения до необходимых кондиций.

– Ставрополье относится к регионам-лидерам по объему сданных квадратных метров. И хотя до сих пор немало остается семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих своего угла, нельзя не учитывать рыночных реалий. Платежеспособность населения серьезно снизилась. Как рынок жилья и застройщики реагируют на эти неприятности?

– С точки зрения объемов жилищного строительства ситуация пока практически не изменилась. К вводу в прошлом году было запланировано 1 млн 310 тыс. кв. м, а сдано в эксплуатацию 1 млн 214 тыс. кв. м. Отставание некритическое. Особенно если учесть, что рынок перенасыщен, предложение уже значительно опережает платежеспособный спрос. Поэтому неактуально делать упор, как раньше, на наращивание объемов жилищного строительства. Пришло время строить исходя из реальных потребностей. Застройщики набрали кредитов, для того чтобы завершить строительство, а отдачи нет. Ведь что «разогревало» ранее рынок жилья? Многие люди видели в покупке недвижимости удачное вложение денег. Сегодня ситуация другая. Жилье уже не покупают в том количестве. Я совершенно согласен с нашим губернатором, который сказал, что необходимо по каждому муниципальному образованию четко определиться, какова его потребность в жилье, чтобы и цена квадратного метра была приемлемой. Ибо сегодня большое количество сданного жилья не является гарантией снижения его цены. Застройщик в ожидании отдачи вынужден держать на себе всю кредитную массу, которую задействовал для завершения объекта, поэтому и цены не снижает. Лучше взять в качестве главной цели обеспечение нового жилого массива всеми необходимыми социальными учреждениями. Ведь, собственно, в этом и застройщик должен быть заинтересован. Потому что, если в микрорайоне есть школа, детский сад, поликлиника, и жилье купят быстрее. И напротив, пустыми дома будут стоять там, где нет необходимой инфраструктуры. Учитывая, что бюджет все проблемы не потянет, необходимо подключаться самим застройщикам. Их надо заинтересовать в этом или преференциями по госзаказу, или последующим возмещением затрат, пусть даже частичным, из бюджета. Уверен, они на это пойдут. Судите сами. Как только в 530-м квартале Ставрополя поставили школу и поликлинику, так сразу вслед за покупательским спросом выросла стоимость квадратного метра. Остается построить детский сад. Как говорится, не мытьем, так катаньем мы этого все равно добьемся. Будет здесь и учреждение для дошколят.

– Игорь Александрович, в связи со сказанным напрашивается вопрос: как обстоят дела с выполнением обязательств по строительству социально значимых объектов?

– На мой взгляд, скорее, благополучно. Если где-то и возникают проблемы со сроками сдачи, то решение находится. Давайте пройдемся, так сказать, по конкретным объектам.

В прошлом году было запланировано приобретение двух детских садов и строительство одиннадцати. На 1 января семь учреждений для дошколят ввели в эксплуатацию. В феврале планируется ввести следующие два. Еще четыре сада, попавших в стресс-сценарий в связи с кризисом, в Буденновске, селах Арзгир, Надежда, Эдиссия будут готовы в марте. С учетом времени, необходимого для их аккредитации, в мае эти учреждения будут готовы принять первых малышей.

Сдана в эксплуатацию школа в 204-м квартале Ставрополя на 990 мест. Через месяц учебное заведение пройдет аккредитацию и может начинать набор учеников. Все близлежащие школы, куда сегодня отправляются на занятия школьники, переполнены вдвое. Представляете, какое облегчение и для детей, и для их родителей. Не надо больше ездить далеко. Теперь школа рядом.

Близка к сдаче школа на 807 мест в 530-м квартале Ставрополя. Ее строительство шло с опережением графика в связи с тем, что сдвинулись сроки по началу работ на «школьном» объекте в Пятигорске. Приступить к строительству мы готовы были в ноябре, однако финансирование из федерального бюджета получили только 31 декабря. Пришлось маневрировать. Из 200 млн рублей, выделенных на столицу СКФО, 100 млн мы перевели на объект в Ставрополе: за выполненные строителями авансом работы заплатили в последний день года. Оставшуюся сумму передали в Пятигорск, где также форсированными темпами ведется возведение школьного здания на 500 мест. Оба объекта будут сданы в этом году.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, приехавшая в Ставрополь для участия в форуме ОНФ, посетила строящийся перинатальный центр и была приятно поражена состоянием дел. Отопление и другие инженерные коммуникации подключены, ведутся внутренние отделочные работы. Надо сказать, что в ходе строительства мы поменяли некоторые дизайнерские решения. Например, выбраны другие тона, более теплые, для оформления фасада. Корпус оборудован более вместительными лифтами. Ряд пластиковых конструкций заменен на алюминиевые, более долговечные и эстетичные. Уже готова проектно-сметная документация для строительства парковки на 400 машино-мест в четырех уровнях. Будут воплощены оригинальные идеи по озеленению территории для прогулок. Без сомнения, это будет лучшее учреждение такого рода в СКФО и ЮФО. В июле планируем перинатальный центр ввести в эксплуатацию. Возможно, даже раньше, потому что работы осуществляются с опережением сроков.

По графику идет строительство поликлиники в Юго-Западном микрорайоне Ставрополя. Семь этажей подведено под крышу, подключено отопление, ведется внутренняя отделка. Здесь возникали вопросы по приобретению оборудования. Но недостающие средства в краевом бюджете были изысканы. Поэтому сегодня уже неактуален перенос сроков сдачи объекта на 2017-й. По всем признакам, случится приятное событие еще в этом году. На финишной прямой и реконструкция здания краевой детско-юношеской спортивной школы в Ставрополе. Активно ведутся работы в большом универсальном спортивном зале и чаше бассейна, 1,5 тыс. юных спортсменов отметят в этом году новоселье.

– Насколько эффективно потрачены средства дорожного фонда по итогам 2015 года?

– На строительстве, реконструкции, ремонте региональных и муниципальных дорог освоено около 6 млрд рублей. Удалось даже перевыполнить ряд показателей. При плане 316 отремонтировали 433 километра дорог регионального значения. Перекрыты намеченные рубежи и по ремонту муниципальных дорог. Отставание по строительству новых дорог составило всего 500 метров (при плане 71,940 сдали 71,5 км). Но продиктовано это было объективными обстоятельствами. У хутора Сотникова Кочубеевского района неожиданно открылся участок с оползневыми явлениями, который в связи с этим временно оставили в гравийном исполнении, пока не будет доработан проект с учетом защитных мероприятий. Так что поручение президента по удвоению объема строительства новых дорог в течение десяти лет, я уверен, будет выполнено.

– Насколько актуальна сегодня для строительной и дорожной отраслей проблема безработицы?

– В дорожном хозяйстве нам удалось сохранить коллективы и их рабочую загрузку. Не могу прогнозировать на далекую перспективу, но и строительная отрасль пока обходится без сокращений. Напротив, в сезон предприятия по 700-800 человек добирают.

– И тем не менее, если учесть сокращения, прокатившиеся в связи с кризисом по организациям других отраслей, безработных все же прибавилось. Чтобы выжить, многие собственники автомобилей подались в таксисты. Удается ли легализовать эту стихию?

– Могу констатировать, что, для того чтобы этот сектор транспортных услуг легализовать, создать условия для всех, кто хочет работать открыто, а не «бомбить» потихоньку, втайне от государства, сделано много. За лицензию не требуем ни копейки. Но поставлено жесткое требование – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы по-честному платить налоги. Однако и в ответ на эту меру нашлись умельцы обходить закон. Обнаружилось, что лицензированных такси в целом по краю насчитывается около 15 тысяч, а налоги платятся только с 12 тысяч. Как выяснилось, выпавшие из списка 3 тысячи таксистов сделали хитрый ход: получили лицензию, встали на учет в качестве индивидуального предпринимателя, а уже на другой день снялись с налогового учета. У таких хитрецов лицензии изъяты.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ

Шанс для стройиндустрии / Газета «Ставропольская правда» / 5 февраля 2016 г.