В знаменитой Круглой башне Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» под эгидой министерства энергетики, промышленности и связи СК открылась традиционная ежегодная выставка «Народные художественные промыслы Ставрополья».

«Народные художественные промыслы Ставрополья» в выставочных залах музея «Крепость»

«Народные художественные промыслы Ставрополья» в выставочных залах музея «Крепость»

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

«Народные художественные промыслы Ставрополья» в выставочных залах музея «Крепость»

«Народные художественные промыслы Ставрополья» в выставочных залах музея «Крепость»

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Замминистра энергетики, промышленности и связи СК Дмитрий Макаркин и председатель краевого художественно-экспертного совета Ольга Ковалева беседуют о будущем народных художественных промыслов на Ставрополье

Замминистра энергетики, промышленности и связи СК Дмитрий Макаркин и председатель краевого художественно-экспертного совета Ольга Ковалева беседуют о будущем народных художественных промыслов на Ставрополье

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

В двух залах исторического здания свои лучшие изделия представили шесть ведущих предприятий народных художественных промыслов, обеспечивающих сувенирами сотни тысяч отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах, а также умельцы из других городов и районов Ставрополья, сотрудничающие с краевым Домом народного творчества.

Как отметил в своем выступлении заместитель министра Дмитрий Макаркин, эта масштабная ежегодная выставка позволяет показать направления развития предприятий народных художественных промыслов.

– Данная выставка – одно из мероприятий, которые помогают создавать бренд Ставропольского края и в частности курортов Кавминвод, – полагает Д. Макаркин.

Куратор выставки старший научный сотрудник музея Рахима Гочияева отметила традиционно активное участие в ежегодных выставках НХП бывшей Кисловодской сувенирной фабрики, а ныне ЗАО «Кисловодский фарфор «Феникс». Она особо подчеркнула, что высочайшее качество кисловодского фарфора – это прежде всего заслуга главного художника предприятия. С 1972 года и вплоть до конца жизни эту должность занимал Николай Бирюков. Он же много лет возглавлял краевой художественно-экспертный совет и таким образом оказал огромное влияние на все фарфоровое производство на Ставрополье. Подтверждение тому – экспозиция предприятия «Дельта – Х». Его директор Александр Любкин познавал секреты фарфорового производства на сувенирной фабрике. А затем, организовав собственное производство, сохранил традиционно высокое качество кисловодского фарфора. И при этом создал свой собственный узнаваемый стиль. Причем многие формы изделий директор изготавливает собственноручно. Стиль и успех на рынке одного из крупнейших сувенирных предприятий курортного региона – пятигорского «Темпа» – тоже во многом предопределили талант и организаторские способности его руководителя Светланы Мухониной. Несмотря на все превратности экономической конъюнктуры, ЗАО «Кисловодский фарфор «Феникс» не сдает позицию лидера фарфорового производства в крае. О сегодняшнем дне и планах предприятия на открытии выставки рассказал гендиректор акционерного общества Николай Лобжанидзе.

Нашел свою нишу на рынке народных художественных промыслов и Амин Узденов. С 1996 года его предприятие специализируется на малой скульптуре из фарфора. Поскольку материальные затраты на такое производство невелики, появился простор для творчества. А затем художник освоил и совершенно иное направление народных художественных промыслов.

– В Кисловодске жила знаменитая мастерица Халимат Байрамукова, – рассказывает Рахима Гочияева. – Ее войлочные ковры славились на весь Северный Кавказ. Но после кончины мастерицы это направление народных художественных промыслов стало угасать. Амин Узденов не только возродил традицию изготовления войлочных ковров, но и как талантливый художник внес много нового, создал узнаваемый стиль.

Сотни лет назад народы Северного Кавказа изготавливали из бронзы миниатюрные фигурки. Но со временем и это традиционное искусство пришло в упадок. И вот руководители пятигорского предприятия «Золотая антилопа» взялись его возродить и развить. Посетители выставки в музее «Крепость» подолгу задерживаются около витрин с десятками крохотных, но изобилующих точнейшими деталями бронзовых скульптур.

Не скрывал своего восторга от бронзового литья пятигорчан и Дмитрий Макаркин. Но как заместителя министра его интересует не только творческий уровень, но и производственные показатели. Он сообщил:

– Доля народных художественных промыслов в общем объеме промышленного производства Ставропольского края в последние годы остается стабильной. Незначительно колеблется и количество предприятий НХП.

Во многом это обусловлено той поддержкой, которую народным художественным промыслам оказывает государство. Так, через краевое министерство экономического развития осуществляется субсидирование процентной ставки по кредитам, первого взноса лизинга на приобретение оборудования. А тем предприятиям, чьи изделия обладают признанными художественными достоинствами, федеральное Министерство промышленности и торговли компенсирует часть расходов на энергоносители и выставочную деятельность. Дмитрий Макаркин заверил, что и в нынешнем году, несмотря ни на какие трудности, краевое правительство будет поддерживать предприятия народных художественных промыслов.

Однако предприятия НХП нуждаются не только в материальной, но и в творческой подпитке. А вот с этим в ближайшие годы могут возникнуть проблемы, считает председатель краевого художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ольга Ковалева. В прошлом году в Пятигорске закрыли колледж – филиал Строгановской академии художеств. В течение двух десятков лет он готовил высококлассных мастеров керамики и художественной росписи, весьма востребованных при ручном изготовлении фарфоровых сувениров. А тут еще руководство Южного федерального университета решило с нынешнего года упразднить в Железноводске свой филиал, готовивший архитекторов и специалистов декоративно-прикладного искусства.

Таким образом в Ставропольском крае не осталось ни одного высшего учебного заведения, где бы выпускники детских художественных школ могли бы продолжить обучение декоративно-прикладному искусству. А это, считает Ольга Ковалева, может привести к деградации художественного уровня ставропольских предприятий народных художественных промыслов. Ольга Ковалева убеждена, что подобные учебные заведения на Ставрополье необходимо в том или ином виде возродить.

Николай БЛИЗНЮК

Чтобы не прерывалась связь поколений / Газета «Ставропольская правда» / 10 февраля 2016 г.