Работа по противодействию коррупции в Ставропольском крае выходит на новый уровень
Накануне Международного дня борьбы с коррупцией состоялась наша встреча с заместителем начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю кандидатом юридических наук Николаем Терещенко.
– Николай Викторович, сегодня есть повод еще раз поговорить о коррупции, а вернее, о противодействии коррупционным проявлениям.
– Действительно, если немного углубиться в историю появления этого дня, то стоит отметить, что объявлен он был ООН 9 декабря 2003 года, в день подписания Конвенции ООН против коррупции, а отмечается с 2004 года. В 2001 году в Мексике открылась Всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции, и в настоящий момент ее участниками являются свыше 150 государств, в том числе Российская Федерация.
Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства проводить политику противодействия коррупции, одобрить и принять соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.
Сегодня уже не нужно проводить специальные исследования, чтобы утверждать, что коррупция подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и государственным органам. И кроме того она способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Масштабы этого негативного явления таковы, что противостоять ему можно только единым фронтом на всех направлениях жизнедеятельности государства при наличии совершенной правовой базы и контроля со стороны общественных институтов.
– Каковы основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции?
– Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции определены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
К ним относятся: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение независимости средств массовой информации; неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
– В нашей стране с этой «болезнью» борются различные федеральные структуры и правоохранительные органы, но принято считать, что основная задача по координации деятельности силовых структур в противодействии коррупции возложена на органы прокуратуры. Вы согласны с такой точкой зрения?
– Такая задача перед органами прокуратуры действительно поставлена Президентом РФ. И, наверное, это не случайно. Прокуратура – это единственный орган, который обладает надзорными полномочиями за исполнением законодательства должностными лицами всех ветвей власти, иными словами, чиновниками всех уровней власти. И главное, прокуратура владеет установленными законом инструментами по принуждению должностных лиц к устранению и предотвращению нарушений в коррупционной сфере.
Вместе с тем прокуратура осуществляет надзор за исполнением уже принятого законодательства.
Органы же юстиции как на федеральном, так и на региональном уровне призваны обеспечивать единство правового пространства Российской Федерации и с этой целью проводят правовую и антикоррупционную экспертизу как принятых уже нормативных правовых актов, так и их проектов.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом, что это за экспертизы?
– Безусловно, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов – одна из основных мер профилактики коррупционных проявлений. Ведь начинать борьбу с коррупцией надо с издания законных нормативных актов.
Антикоррупционная экспертиза – это деятельность, направленная на выявление в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и выработку рекомендаций по их устранению.
– А кто может проводить антикоррупционную экспертизу?
– Антикоррупционная экспертиза проводится специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Помимо этого Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» разрешает проведение экспертизы физическим и юридическим лицам, аккредитованным в качестве независимых экспертов на проведение такой антикоррупционной экспертизы.
В Главном управлении Мин-юста России по Ставропольскому краю правовую и антикоррупционную экспертизу проводят специалисты отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований. Все сотрудники отдела обладают достаточной квалификацией, что позволяет выявлять коррупциогенные факторы. Таким образом, органам юстиции отведена существенная роль в противодействии коррупции.
– А что относится к коррупциогенным факторам?
– Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов призвана выявлять факторы, позволяющие чиновникам извлекать для себя незаконные прибыли и привилегии, злоупотреблять полномочиями, нарушая права и интересы граждан и организаций, умаляя авторитет органов власти. К числу таких факторов относятся неточность формулировок, необоснованное расширение полномочий и вариантов разрешения обращений гражданина, сроков.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
– Николай Викторович, расскажите, какими документами руководствуется главное управление в своей работе по противодействию коррупционным проявлениям?
– Все уже знают, что с принятием Конвенции ООН против коррупции, участниками которой является и Российская Федерация, законодательная база в указанной сфере значительно расширилась, а правоприменительная практика стала более разнообразной, а порой и противоречивой.
Для органов юстиции базовыми документами по реализации антикоррупционной конвенции стали федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции», а также ряд иных законов, принятых впоследствии для регулирования правоотношений в указанной сфере.
Помимо этого 11 апреля 2014 года Указом Президента России утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, который предусматривает комплекс конкретных мероприятий по искоренению коррупционных проявлений во всех сферах государственного и муниципального управления, деятельности правоохранительной системы.
На своем уровне главное управление также составляет план противодействия коррупции, в который включены различные мероприятия, а результаты такой работы обязательно доводятся до сведения жителей через средства массовой информации и наш официальный сайт в сети Интернет.
– В последнее время в публикациях все чаще стало появляться словосочетание «конфликт интересов». Расскажите об этом явлении подробнее.
– Конфликт интересов – это одна из форм коррупционных проявлений в деятельности государственных или муниципальных служащих. На практике это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Надо отметить, что своевременное предотвращение подобных ситуаций является одной из важнейших задач. Нельзя позволить, чтобы чиновников, состоящих в родственных связях, связанных личной заинтересованностью, назначали на определенные должности в пределах одного ведомства или структуры.
– Какие новеллы антикоррупционного законодательства уже получили успешное применение на практике?
– Принцип неотвратимости наказания, в том числе и за коррупционные правонарушения, должен работать в полном объеме. Виновный должен нести как уголовную, так и гражданско-правовую ответственность. Как видите, сегодня законодатель склоняется в сторону наказаний экономического характера. Законодательство совершенствуется, а правоприменительная практика развивается. Теперь возможно привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения не только физических, но и юридических лиц либо предпринимателей.
Уже не первый год уголовными судами успешно применяются на практике в качестве наказания штрафные санкции в многократном размере от суммы самой взятки.
– Какие мероприятия пройдут в главном управлении, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией?
– В рамках проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией, главным управлением запланировано:
1. В период с 1 по 10 декабря включительно совместное с ведущими профессорами ЮИ СКФУ чтение лекций для студентов университета и школьников старших классов, направленных на формирование у них правовых знаний в области противодействия коррупции, антикоррупционных стандартов поведения.
2. Проведение 9 декабря 2015 года на базе главного управления круглого стола на тему «Противодействие коррупции: правовое обеспечение и антикоррупционные стандарты поведения».
К участию в данном мероприятии приглашены ученые юридического института Северо-Кавказского федерального университета, Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», адвокатской и нотариальной палат Ставропольского края, УФСИН и УФССП России по Ставропольскому краю, прокуратуры Ставропольского края и следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю, а также независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Планируется рассмотреть следующие вопросы:
• Состояние нормативной правовой базы по противодействию коррупции в Северо-Кавказском федеральном округе: перспективы и проблемы.
• Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
• Реализация мер по противодействию коррупции в территориальных органах подведомственных федеральных служб в Северо-Кавказском федеральном округе.
• Правовые основы и правоприменительные аспекты противодействия коррупции в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
• Роль правовой помощи в формировании нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
• Реализация соответствующих положений кодексов этики адвокатов и нотариусов в дисциплинарных практиках.
3. 8 и 9 декабря будет работать телефон «горячей линии» в целях разъяснения и информирования о законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы противодействия коррупции.
Представители главного управления готовы принять участие в проводимых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, органами государственной власти Ставропольского края мероприятиях, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией.
Завершая наш сегодняшний разговор, хотел бы отметить, что только при неформальном, конструктивном взаимодействии всех государственных и общественных институтов, правоохранительных органов, прокуратуры, активной гражданской позиции наших граждан возможно поставить надежный заслон коррупционным проявлениям в нашей жизни.
8 декабря 2015 года