Судьба человека в картинах московского художника Павла Отдельнова
Компактная экспозиция заняла всего одну стену небольшого зала, но по глубине содержания, кажется, заполнила все пространство. На полотнах, которые издалека скорее напоминают черно-белые фотографии, - портреты людей советского периода.
Выставка смещает грани восприятия и акцентирует внимание не столько на эстетических тонкостях, сколько предлагает поразмыслить над конкретными судьбами, над жизнью страны через жизнь реального героя. Она о прошлом, настоящем и будущем, о каждом человеке, который так или иначе вплетен в цепочку истории…
Павел Отдельнов (на снимке) принял участие более чем в пятидесяти выставочных проектах в России и за рубежом. В этом году он вошел в лонг-лист премии Московской биеналле современного искусства, стал финалистом «Премии Кандинского - 2015», финалистом Международного конкурса Portrait now имени Якоба Кристиана Якобсена (Дания).
Проект «Доска почета» – опыт освоения средствами живописи фотохроники заводских многотиражек военного времени. Интересуясь семейной историей, в архивах Ленинской библиотеки художник изучил подшивки номеров газет «Дзержинец», «Голос рабочего» и «За доблестный труд». Внимание привлекли фотографии. На них передовики производства, стахановцы. Под каждым черно-белым снимком небольшая заметка о заслугах героя.
- Листая номер за номером, я увидел все особенности фотопечати: например, в 30-е годы в редакциях дорисовывали предметы одежды, глаза героя и делали это не всегда искусно, а позднее ретушь перестали использовать. Учитывая скромные возможности газетной печати, старались передать изображение максимально контрастно. Но на всех фотографиях, опубликованных в газетах, я увидел не субъект, а объект истории – неведомого нам человека в конкретных обстоятельствах. Но, может быть, есть какая-то возможность за типографской краской увидеть душу?
Эту задачу художник решил с помощью своей палитры. Он перерисовывал фотоснимки из газет, «прощупывая» каждый сантиметр изображения. В итоге с кропотливой точностью перенес на бумагу суть каждого, не испугался оставить в их изначальном композиционном решении. Во многих фотографиях отпечатался лишь овал лица человека, где-то нет губ или рта. Павел все оставил так, как в оригинале. Одна картина особенно дорога автору, это «снимок» его бабушки Александры Максимовны Отдельновой, которая в военные годы работала на секретном заводе Дзержинска.
- Мы должны помнить прошлое, знать историю своей семьи, - размышлял художник. - Я родился в городе Дзержинске, который возник из поселений, соседствующих с химическими предприятиями. Мои бабушка и дедушка работали на одном из таких предприятий. Однако с распадом Советского Союза оборонная промышленность пришла в упадок, соответственно, цеха, где когда-то трудились люди, превратились в руины или вовсе были снесены. А само место, где находился рабочий поселок, густо заросло диким лесом. И недавнее прошлое оказалось стертым…
* * * * *
Приятно, что в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств все чаще появляются работы московских художников. Так, в 2011 году состоялась выставка акварелей Николая Смирнова и Ирины Филатовой «Время дорог», в 2012-м – выставка графики Евгении Буравлевой «В городах», в разные годы прошли две выставки Егора Плотникова – «Комната матери и ребенка» (2013 год) и «Пейзажи без названия» (нынешний год).
16 декабря 2015 года