Вице-президент Нотариальной палаты Ставрополья Наталья Фатина награждена грамотой краевого отделения АЮР
На днях вице-президент Нотариальной палаты Ставропольского края Наталья Фатина награждена почетной грамотой Ставропольского отделения Ассоциации юристов России. Интересна формулировка: «за большой личный вклад по консолидации юридического сообщества Ставропольского края и повышению престижа юридической профессии».
А по итогам 2014 года она признана лучшим нотариусом Ставрополья.
Как ей удается совмещать практическую работу нотариуса, организационную в Нотариальной палате и общественную?
...Удивительным образом устроено человеческое восприятие. Ежедневно мы встречаем десятки совершенно незнакомых людей. Мы обращаемся к почтальонам, кассирам в супермаркете, водителям такси, врачам, менеджерам, юристам... Но запоминаем ли хоть одного, если он не нужен нам как глоток воды в пустыне? Вряд ли.
А вот нотариуса Наталью Фатину, которая без малого 20 лет назад удостоверила нашей семье договор купли-продажи, я отчего-то запомнила. Говоря «отчего-то», лукавлю. Запомнила потому, что она не доказывала собственную компетентность, не хотела казаться, а была искренней, приветливой и дружелюбной, но без тени панибратства, интеллигентной и умной. А самое главное, все ее качества складывались в одно ощущение: она нас понимала и вселяла уверенность в правильности и порядке устройства этого мира. С этим чувством по отношению к нотариусам с той поры и жила.
И когда три года назад я переступила порог Нотариальной палаты Ставропольского края (НПСК) уже в качестве сотрудника, объяснять, кто такая Наталья Фатина, мне было не нужно. Это потом я узнала, что она вице-президент НПСК, член правления палаты, председатель комиссии НПСК по взаимодействию со СМИ, нотариус с более чем тридцатилетним стажем работы, лауреат высшей юридической награды Московского клуба юристов – премии «Фемида», дважды «Лучший нотариус года» НПСК, обладатель самых высоких наград нотариального сообщества и многих вневедомственных. Узнала и многое другое: что находит время и для преподавательской, методической деятельности. Работает в университете, выступает на курсах повышения квалификации нотариусов... Про таких говорят: человек-оркестр.
А еще Наталья Фатина удивительно глубокий человек.
– Смысл жизни, – говорит она, – в самой жизни. Главное то, как живешь. Очень не хочется совершать то, что потом будешь стремиться изменить и не сможешь... Утешает, что главный учитель всегда с нами.
– ?
– Это жизнь, которая учит нас ежеминутно и в первую очередь дает возможность учиться у окружающих. Мне с юности везло на учителей, а еще на людей интересных, необычайных. Учителем считаю, например, нынешнего уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Алексея Селюкова, который работал прокурором Карачаево-Черкесии, где я начинала трудовую деятельность секретарем партийной (КПСС. – Ред.) организации. Забавная ситуация произошла тогда. Меня сразу после школы 17-летней девчонкой приняли на работу в суд секретарем-машинисткой. А хотелось быть секретарем судебного заседания. И вот под руководством Алексея Ивановича на партийном собрании всерьез обсуждали: можно ли девочку посадить в судебное заседание, поскольку там грязь, насилие и тому подобное... В результате допустили, сказали: «Она будущий юрист, собирается учиться, так что пусть готовится».
…В те годы Наталья Фатина была страшно застенчива. А именно секретарю, по правилам суда, надо говорить: «Встать, суд идет». Кто-то это делает, кто-то нет. Судьи, с которыми она работала, были правильные и от нее это требовали.
– Первое время, когда мне надо было это произносить, – продолжает Н. Фатина, – такая борьба внутри происходила... Еще бы, полный зал взрослых людей, и вдруг мне, девчонке, вот так встать и сказать. Перебарывала себя. И голос тренировала. Но произносила...
Когда училась в университете, мечтала о работе в суде. Но выбрала в конечном итоге нотариат. А когда через несколько лет, пройдя должности стажера, нотариуса, заместителя старшего нотариуса, специалиста по нотариату в управлении юстиции, работая старшим нотариусом, получила предложение перейти в суд, то отказалась. Удивила этим и окружающих, и себя. Но тогда подумала: не знаю, какой из меня получится судья, но, кажется, из меня может получиться хороший нотариус.
– Нотариат – это мое, – утверждает Наталья Фатина. – В принципе, эта профессия родилась как необходимость. Она одна из немногих, которые сами потребовались человечеству, которое оценило ценность информации как таковой вообще. И потребовался человек, облаченный полномочиями со стороны государства, специально обученный, который закреплял бы информацию и за это отвечал. Так и появилась профессия нотариуса.
Сегодня, конечно, все трансформировалось. Кроме закрепления какой-то определенной правовой информации нужно защищать и права. То есть нотариусам добавляются и обязанность отвечать за ошибки, и обязанность разъяснять, и такая часто упоминаемая функция нотариата, как медиация, умение нивелировать споры, сглаживать противоречия и так далее.
Больше всего в людях Наталья Фатина ценит профессионализм. Кроме человеческих качеств именно профессионализм – черта, которая далеко не всем присуща. И, согласитесь, от его отсутствия проистекают многие беды нашего общества. Да и не только нашего.
– А сколько общественного должно быть в жизни? – задаю Фатиной не самый простой вопрос.
– Это вопрос ответственности: если ты находишься в обществе, работаешь в коллективе, тут скромничать нельзя. Надо идти и спрашивать: «Что я могу?» – и делать. Общественный труд как копилка. Вложишь себя, свои силы, свои знания, а потом, может, в самый неожиданный момент тебе по-доброму аукнется...
2 декабря 2015 года