Как помочь стать счастливее семьям с аутичными детьми

Как помочь стать счастливее семьям с аутичными детьми

Состоявшийся на базе Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы № 1 (СККПБ) семинар-совещание «Модели помощи семьям с детьми, страдающими заболеваниями аутистического спектра» собрал самых разных людей. Помимо представителей совета при правительстве Ставропольского края по вопросам попечительства в социальной сфере, а также руководства и специалистов самой краевой психиатрической больницы № 1 в зале присутствовали специалисты психологического центра г. Михайловска, члены общественных организаций, занимающихся вопросами психического здоровья населения, в том числе краевой ассоциации психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов и социальных работников, автономной некоммерческой организации «ПроПси», родительских общественных организаций. Приехали также школьные психологи, медицинские и социальные работники из городов и районов Ставропольского края.

Прибыли на семинар и гости — специалисты из Москвы, Республики Северная Осетия — Алания, а также группа из Норвегии, представляющая психологическую службу по работе с детьми и подростками психиатрического отделения больницы Университета г. Ставангер и психологический информационный центр «ПсикОпп». В зале собралось более 200 человек.

Столь широкое (с международным участием) представительство объясняется в первую очередь актуальностью проблемы. В выступлении заместителя министра здравоохранения СК Н. Козловой прозвучало: за последние сто лет число людей с аутистическими расстройствами выросло в мире в сто раз. Загадочным недугом назвала аутизм Н. Козлова.

Все выступавшие на пленарном заседании специалисты подчеркивали: аутизм — явление не только медицинское, но и социальное. Ребенок, имеющий нарушения так называемого аутистического спектра, не может самостоятельно встроиться в социум, интегрироваться в образовательную среду, и по мере его взросления проблемы только растут. Страдает эмоциональная сфера, растет одиночество. Зачастую в изоляции оказывается и семья, которая его воспитывает: родители стыдятся непохожих на других детей сына или дочь, перестают встречаться с друзьями, общаться с соседями. Необходимость безотлучно находиться с ребенком заставляет мать оставить работу, начинаются материальные трудности. А главное, взрослых мучает один вопрос: что будет с их выросшими детьми, когда в силу естественного хода времени они, родители, уйдут из жизни?

Еще сравнительно недавно ответ на этот вопрос был в большинстве случаев печальным: в перспективе — специнтернат...

Сегодня, однако, многое меняется, на Ставрополье в том числе. Об этом говорили на пленарном заседании главный врач СККПБ № 1, главный внештатный специалист-психиатр Ставропольского края и СКФО О. Боев и заведующая детским диспансерным отделением краевой клинической психиатрической больницы, главный внештатный специалист-психиатр СКФО Т. Косова, подчеркнувшая, что проблема людей с аутизмом не так давно рассматривалась на федеральном уровне, соответствующие поручения даны федеральным министерствам образования и науки, здравоохранения, труда и соцзащиты населения. Профессионалы трех отраслей должны действовать вместе, обеспечивая раннюю диагностику РАС (расстройство аутистического спектра) у детей; их медицинское сопровождение, образование и развитие. Необходима также разработка стандартов их социального обслуживания, подготовка соответствующих кадров и т. д.

Т. Косова отметила, что помимо оказания психиатрической и неврологической помощи детям с РАС СККПБ № 1 организовала для просветительской и терапевтической работы с родителями и родственниками таких ребятишек «Школу аутизма»; на занятия приезжают со всего края. Больница оказывает методическую помощь психологическим и реабилитационным центрам.

Об интересном опыте работы с аутичными детьми рассказала В. Березуева, заместитель директора психологического центра г. Михайловска. Дети с РАС — одна из главных целевых групп, с которыми работает центр. Сейчас здесь осуществляется поддержка 19 таких ребятишек и их семей. Коррекционная работа с детьми ведется через игру, с использованием психоаналитического метода. В работе кроме педагога-психолога участвуют также логопед, дефектолог, при необходимости медработник, специалист соцзащиты. Особо важным, подчеркнула В. Березуева, является сопровождение семьи ребенка. Это регулярные семейные консультации, совместные занятия детей и родителей, праздники. Психологи ведут терапевтические группы для родителей, что дает им важную эмоциональную поддержку. Сейчас в центре готовятся приступить к эксперименту, в ходе которого будут разрабатываться принципы профориентации людей с РАС.

Методам работы с аутичными детьми в Норвегии было посвящено выступление директора психологической службы из г. Ставангера Л.Р. Олькерса. Упор делается на раннюю диагностику. Учреждение функционирует на базе университетской психиатрической больницы, но, по словам Олькерса, специалисты психологической службы пациентов не лечат, а пытаются сделать их жизнь легче, комфортнее, занимаются их адаптацией. Поэтому работают не только с детьми, их родителями, но и с учителями, воспитателями.

Член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с РАС при Минздраве РФ, руководитель московского центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» И. Шпицберг поделился уникальным опытом, как небольшая группа родителей аутичных детей, объединившись, создала мощный центр реабилитации, оказывающий сегодня более чем тремстам маленьким пациентам медицинскую, психологическую, социальную помощь.

В программе совещания был также круглый стол о перспективах сотрудничества специалистов и организаций, учебный семинар для работников заинтересованных ведомств, семинар для родителей в рамках «Школы аутизма».

Лариса ПРАЙСМАН