Заслуженный артист России Александр Ростов и актриса Марина Каткова в сцене из спектакля «Пропала жизнь» («Дядя Ваня»).

Заслуженный артист России Александр Ростов и актриса Марина Каткова в сцене из спектакля «Пропала жизнь» («Дядя Ваня»).

© Фото Полины ЛЫКОВОЙ.

Сцена из спектакля «Пропала жизнь» («Дядя Ваня») в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.

Сцена из спектакля «Пропала жизнь» («Дядя Ваня») в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.

© Фото Полины ЛЫКОВОЙ.

Репетиции спектакля «Пропала жизнь» («Дядя Ваня») в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова

Репетиции спектакля «Пропала жизнь» («Дядя Ваня») в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова

© Фото Полины ЛЫКОВОЙ.

Приятные хлопоты, генеральные репетиции, просмотры премьер, оттачивание всех художественных деталей новых постановок – этим сегодня живет театр, ожидая встречи со своим зрителем. Да и зритель тоже в радостном предвкушении: что ждет нас там, в таинственной тьме закулисья... Этому посвящена беседа нашего корреспондента с директором театра заслуженным работником культуры РФ Евгением ЛУГАНСКИМ.

– Евгений Иванович, прежде чем начать речь о новом сезоне, думается, совсем нелишне напомнить читателю, каким был сезон предыдущий... Ведь был он юбилейным, 170-м, и необычайно плодотворным, я бы даже сказала, практически идеальным, вобравшим столько замечательных спектаклей и актерских работ – на все жанры, на все вкусы. Дай бог, чтобы все сезоны были такими!

– Действительно, минувший сезон стал очень интересным и для актерского состава, подарив целый ряд мощных, ярких образов, и для режиссеров, ставивших новые спектакли. На нашей сцене начали жизнь поистине замечательные постановки – «Маскарад», «Колыбельная для Гамлета», «Страсти по Торчалову», «Случай в темной комнате», «Ох уж эта Анна!», «В списках не значился»... Все очень разные. Кроме того, мы побывали на Международном театральном фестивале в Турции, впервые провели гастроли в Белоруссии. А юбилей наш еще продолжается, ведь хотя мы и вступили уже в 171-й сезон, официально ставропольский театр открылся 19 декабря 1845 года. К этой дате мы готовим специальный буклет и новые постановки. Фактически готовы уже два премьерных спектакля, они и откроют сезон.

– А первым будет чеховский «Дядя Ваня», шедший на ставропольской сцене лет двадцать назад под другим названием – «Бац! Опять промах...».

– Да, мы ставили его в 150-м сезоне. Должен признаться, что для меня Чехов – очень сложный автор! И для восприятия ставропольского зрителя он непрост, в чем мы убеждались на своем опыте. И все же могу сказать точно, что нынешняя версия «Дяди Вани», подготовленная под руководством народного артиста России Юрия Еремина, вообще нечто особенное.

– Честно говоря, смутило название спектакля – «Пропала жизнь». Уж больно оно мрачноватое, согласитесь. Впрочем, цепляет... Каждому из нас иногда кажется, что «жизнь пропала».

– Вот именно цепляет! Когда Юрий Иванович рассказал, про что он хочет ставить спектакль, показал эскизы оформления, меня это тоже зацепило. К тому же там заняты лучшие актерские силы театра – заслуженный артист России Александр Ростов (дядя Ваня), Игорь Барташ (Войницкий), очень интересная молодая пара – Александр Кошелевский (Астров) и Полина Полковникова (Соня). Для каждого из них эти образы – несомненно новые ступеньки в творческом развитии. В целом это спектакль про любовь! Она пронизывает все отношения героев: Астров и дядя Ваня влюблены в жену Войницкого, Соня любит Астрова, а теща Мария Васильевна горячо предана зятю, Войницкому, которому подчинила всю свою жизнь... Все перепуталось, переплелось, и в этом настолько точная режиссерская трактовка, главная идея которой одновременно вроде бы проста: у каждого человека должна быть любовь.

– Даже несчастная, безответная, как у главного героя...

– Да, она тоже способна не только сломать человека, но и возвысить его. Любовью пронизаны оформление спектакля, сама его атмосфера. Тут невозможно не сопереживать. Впрочем, в этом вся драматургия Чехова. И я теперь сам удивляюсь: как это я его не понимал раньше?!

– Настоящие классики постоянно загадывают нам все новые загадки, а мы их отгадываем и отгадываем...

– Уж сколько я видел в жизни постановок «Дяди Вани» – не перечесть... Были даже такие, с которых я уходил, хотя ставили их выдающиеся режиссеры. А сегодня Чехов поразительно современно звучит, совсем не из девятнадцатого века, а словно это все происходит... вчера.

– Насколько молодые актеры вошли в ткань чеховской драматургии? Они, нынешние, ведь совсем другие...

– Так они и играют современно! При этом безусловно проживая жизни своих героев, что, как вы знаете, является нашей важнейшей традицией. И в этом исток успеха каждого исполнителя и всего ансамбля. Второй премьерой сезона станет комедия-фарс А. Коровкина «Тетки», которую поставил наш друг, главный режиссер Белорусского государственного академического музыкального театра заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик, зритель знает его постановки на нашей сцене. Кстати, репетиции с ним мы начинали еще на июньских гастролях в Минске, где работает режиссер. Зрителя ждет яркая современная русская комедия, в чем-то почище знаменитого мастера этого жанра Роберта Куни.

– Драматургия Куни откровенно развлекательная, а у нас даже в самой развеселой комедии всегда присутствует некая то ли перчинка, то ли горчинка, то ли слезинка...

– И здесь это тоже есть. Действие происходит в типичном провинциальном российском городе, в обычной семье, с обычными героями... Но по сюжету там есть, конечно, и любовь, и пере-одевания, и даже... убийство!

– В комедии?!

– Представьте себе. Причем жертва – чиновник департамента по жилищному строительству... Драматургический материал прекрасный, актеры работают с удовольствием и вдохновением, а состав там отличный – народная артистка России Наталья Зубкова, заслуженные артисты России Александр Жуков и Борис Щербаков, артисты Ирина Баранникова, Владимир Лепа, Людмила Дюженова, Георгий Серебрянский...

В то же время наш режиссер заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков приступает к работе над пьесой Юрия Полякова «Как боги». Весьма интересная трагикомедия, с успехом идет во многих театрах страны. Премьера намечается к юбилею театра в декабре. А к Новому году обязательно приготовим для ставропольских ребятишек новую сказку, ее написал заслуженный артист России Михаил Новаков, а ставит народная артистка России Наталья Зубкова.

– Еще одна из замечательных традиций театра – с помощью сказки выращивать своего зрителя с детства.

– Конечно, у нас накоплен большой репертуар для юной публики, многие годы успешно действует школьный абонемент. Есть уже и мюзикл для детей – «Пойди туда – не знаю куда», либретто Евгения Муравьева, музыка Егора Шашина.

– Кстати, о мюзикле: не собираетесь ли что-нибудь еще в этом жанре сделать? Тем более что артисты уже здорово распелись и растанцевались на ваших музыкальных спектаклях...

– Это на самом деле так! Недаром на наших гастролях в Минске удивлялись, что драматические артисты великолепно поют и танцуют. Жанр очень востребован сегодня, и мы над этим думаем.

– Евгений Иванович, а с чем связано вводимое нынче новшество – прогоны будущих премьер устраивать за небольшую плату. Ранее они проходили как-то тихо, кулуарно, «для своих»...

– Таковы условия авторов пьес. Ведь если на прогон приходит чуть ли не полный зал, это уже солидные отчисления, хотя билет недорогой: 100 рублей – совсем дешево, а спектакль тот же самый, вполне полноценный.

Если говорить о перспективе, то намечается появление в нашем портфеле еще одной пьесы Юрия Полякова. Поставить пьесу Сергея Найденова «Дети Ванюшина» задумала Наталья Зубкова. Да и наш столичный друг и партнер Юрий Еремин готов продолжать сотрудничество с нашим театром, в стадии обсуждения его инсценировка «Муж, жена и любовник» по произведениям Тургенева и Достоевского.

– У театра сейчас сложился такой успешный репертуар, что можно не очень торопиться с поиском материала для следующих постановок.

– Но зритель постоянно ждет от театра чего-то новенького, и мы обязаны это учитывать, если не хотим растерять завоеванный интерес. Хотя, вы правы, многие успешные спектакли еще долго будут идти на сцене, привлекая все новые поколения зрителей.

Не могу не сказать о том, что скоро мы ждем особых гостей: на недельные гастроли в двадцатых числах октября приедет труппа легендарного Государственного академического Малого театра России, руководимого народным артистом СССР Юрием Соломиным. Москвичи покажут «Мнимого больного» Мольера, «Свадьбу» Чехова и «Бедность не порок» Островского. Лучшая мировая и отечественная классика – творческое лицо старейшего театра страны. Ну а мы на этой неделе ездим по районам края, что тоже в традиции коллектива. Нынче выступаем в Светлограде, Новопавловске, станице Курской и селе Левокумском. Взрослый зритель увидит мюзикл «Леонардо» и лирическую комедию «Баба Шанель», дети – сказку «Стойкий оловянный солдатик» и мюзикл «Пойди туда – не знаю куда».

Помимо официальной режиссуры у нас уже не первый год творческая молодежь театра самостоятельно работает над каким-нибудь заинтересовавшим ее материалом. Сейчас их выбор пал на поэтов Серебряного века. Как правило, такие постановки приносят весьма любопытные актерские и режиссерские находки. Это очень полезно для актеров, побуждает к развитию. Если артист хочет работать, он всегда найдет нишу для реализации, и это всегда приветствуется у нас. Да и сам театр начинает видеть их с новой стороны. Кстати, в этом году труппу пополнили интересные, многообещающие в творческом плане ребята – Константин Юрченко, Олег Хомутов, Филипп Харций, Александр Кошелевский, Полина Полковникова.

– Это не может не радовать, поскольку в притоке молодых сил залог творческого долголетия и развития театра в целом. Недаром он и на 171-м году остается таким молодым!

Наталья БЫКОВА

Ставропольская сцена: молодость в 170 лет / Газета «Ставропольская правда» / 25 сентября 2015 г.