За «круглым столом» в зале заседаний администрации города-курорта Ессентуки депутаты Думы, члены Общественного совета и экологи-общественники

За «круглым столом» в зале заседаний администрации города-курорта Ессентуки депутаты Думы, члены Общественного совета и экологи-общественники

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Бывшие руководители Администрации КМВ Виктор Вышинский и Виталий Михайленко.

Бывшие руководители Администрации КМВ Виктор Вышинский и Виталий Михайленко.

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Бывший мэр Ессентуков Иван Стоянов, председатель краевого Совета ветеранов Алексей Гоноченко и нынешний градоначальник города – курорта Александр Некристов (слева направо)

Бывший мэр Ессентуков Иван Стоянов, председатель краевого Совета ветеранов Алексей Гоноченко и нынешний градоначальник города – курорта Александр Некристов (слева направо)

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Депутаты Думы края приняли участие в круглом столе, прошедшем на днях в Ессентуках. Вместе с членами краевого совета ветеранов, краевой Общественной палаты, представителями муниципалитетов и общественных организаций, научного сообщества обсудили недавно представленную Министерством РФ по делам Северного Кавказа новую редакцию проекта федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод».

Открыл и вел заседание председатель краевого совета ветеранов, Герой труда Ставрополья, депутат ДСК Алексей Гоноченко. Он посетовал на то, что столь важный закон так долго мусолят. И в этой связи призвал участников круглого стола высказываться конкретно, по существу. Слово для основного доклада Алексей Алексеевич предоставил бывшему мэру Ессентуков Ивану Стоянову, который сейчас возглавляет региональную общественную организацию «Союз защиты курортов».

– Первые варианты законопроекта, носившие откровенно коммерческий и коррупционный характер, были отвергнуты на слушаниях в общественных палатах Ставропольского края и Российской Федерации, – без обиняков констатировал Иван Стоянов. – По настоянию общественности в дальнейшей работе над законопроектом приняли участие эксперты и профильные специалисты региона, лидеры экологических, общественных объединений и движений Кавминвод.

Как доложил Иван Стоянов, подготовленный с участием общественности и устраивающий все стороны вариант законопроекта был направлен в Министерство по делам Северного Кавказа.

– Однако этот вариант был подвергнут такой корректировке, которая обнуляет совместные усилия и не отвечает идее сохранения уникального региона КМВ, – заявил И. Стоянов.

Он также указал на ряд существенных упущений в представленном Минкавказом законопроекте. Так, в нем отсутствует определение параметров допустимой рекреационной и демографической емкости курортного региона как основы для прекращения механического прироста населения, то есть миграции. При корректировке из законопроекта были удалены позиции по правовому режиму природопользования в зонах санитарной охраны, улучшению экологической обстановки, снижению антропогенной нагрузки, отказу от амнистии незаконных объектов. В то же время в законопроекте настойчиво продавливается «лечебно-оздоровительный кластер», необходимость которого на перегруженных и экологически неблагополучных курортах весьма сомнительна, да к тому же его создание требует огромных финансовых вливаний. Из представленного законопроекта даже неясны формы управления курортным регионом.

– Существенной недоработкой законопроекта, – считает Иван Стоянов, – является отсутствие важнейшего раздела о недропользовании. Гидроминеральные ресурсы нуждаются в строго сбалансированной, координируемой единым недропользователем системе эксплуатации. В противном случает возникают риски потери их уникальных лечебных свойств.

Как подчеркнул лидер Союза защиты курортов, в сложившейся переломной ситуации параллельно с доработкой законопроекта общественные экологические движения видят решение проблем КМВ в незамедлительном принятии Правительством РФ постановления о создании государственной комиссии для официальной констатации негативных процессов в курортном регионе, введения моратория на изъятие земель и изменение их категорий, проверки незаконных градостроительных документов, замораживания и экспертизы крупных строительных проектов, введения жесткого природоохранного надзора.

– Нужны мероприятия по наведению порядка, а не амнистия незаконных объектов, – заключил докладчик.

Весьма жестко критиковал представленный Минкавказом законопроект и многоопытный гидрогеолог, один из лидеров общественного экологического движения на Кавказских Минеральных Водах Владимир Супруненко.

– Судя по опубликованному проекту, закон о КМВ можно смело умножить на ноль. Он не способен спасти и защитить курорты Кавминвод. Более того, может окончательно добить их.

В. Супруненко считает, что ситуация на Кавминводах более чем драматичная. Поэтому даже после принятия нормального закона «инерционность негативных процессов» сведет на нет многие позиции, заложенные в документе.

– Уникальный эколого-курортный регион будет потерян для страны. Здесь нет никакого преувеличения, – утверждает эколог-общественник.

В этой связи, сообщил Владимир Супруненко, общественные движения в защиту курорта совместно с краевым советом ветеранов решили подготовить обращения в федеральные органы представительной и исполнительной властей о ситуации в курортном регионе.

– Я предложил такую формулировку: «Законопроект об особо охраняемом регионе КМВ в представленном виде не является документом, способным реально защитить и сохранить уникальные лечебные и рекреационные ресурсы КМВ».

Член Общественной палаты Ставропольского края, бывший руководитель администрации КМВ Виталий Михайленко подробно рассказал об усилиях федеральных и региональных органов власти, направленных на развитие курорта, и напомнил, что в свое время уже был подготовлен законопроект о КМВ. Он даже прошел все чтения в Государственной Думе и был внесен в Совет Федерации. Но тут резко изменилась позиция тогдашнего губернатора Ставропольского края Александра Черногорова.

– Включились какие-то силы и убедили, что этот закон не надо принимать. Мол, он не просчитан и так далее. И законопроект вернули в Думу, – сказал Виталий Михайленко и добавил: – Я также совершенно не понимаю позицию следующего губернатора Валерия Гаевского, который «демонтировал» администрацию Кавказских Минеральных Вод.

Вероятно, многоопытный политик отнюдь не случайно завершил свое выступление такими воспоминаниями.

Его преемник на посту руководителя администрации КМВ, а ныне депутат Думы СК Виктор Вышинский взвешенно, но жестко критиковал представленный Минкавказом вариант законопроекта:

– Последняя редакция законопроекта, конечно, конструктивнее тех документов, которые раньше нам предлагали для обсуждения. Но меня удивляет, что некоторые важные нормативные акты, которые были приняты прежде, в этом законопроекте просто нивелированы. Например, в названии законопроекта написано: «Особо охраняемый эколого-курортный регион». А где слова «…Российской Федерации»? Если это не федеральный курорт, то о каких полномочиях Правительства России может идти речь? Также в законе много размытых формулировок, что впоследствии даст возможность заинтересованным лицам толковать их по-своему. Даже в тех вопросах, которые касаются охранных зон. Например, в проекте написано, что если есть экологическая экспертиза на объекты, то они могут строиться в первой охранной зоне, а если нет, то не могут. Почему бы четко не написать, что в первой охранной зоне строительство запрещено?

Виктор Вышинский сообщил участникам круглого стола, что принято решение создать рабочую группу правительства и Думы Ставропольского края, которая детально проработает законопроект и в ближайшее время, опираясь на мнения экспертов и общественности, внесет предложения по его совершенствованию.

Николай БЛИЗНЮК

Какой закон нам нужен / Газета «Ставропольская правда» / 25 сентября 2015 г.