06:23, 9 сентября 2015 года

Отдел хранения основного фонда библиотеки имени М.Ю. Лермонтова Ставрополя - путешествие во времени

А недавно в самой большой библиотеке Ставропольского края, всеми любимой Лермонтовке, корреспондент «СП» отправилась в удивительное путешествие по отделу хранения основного фонда, где «живут» настоящие сокровища. Обычному читателю сюда вход запрещен (на это есть основания), но побывать в запасниках – настоящее приключение, безумно интересное и увлекательное. Сложно даже представить, сколько знаний хранит одна небольшая полка! Здесь книги ждут своего читателя, иногда не дожидаются, и со временем их списывают…

Подарок отк незнакомого «дяденьки»

Напроситься на экскурсию в библиотеку был хороший повод, которым нельзя было не воспользоваться. В редакцию «Ставропольской правды» пришло письмо от библиотекаря отдела хранения основного фонда Любови Игнатовой. В небольшом письме женщина рассказала о книге, которая попала к ней в руки во время обычной проверки. Книгу написал Ф. Фош, называется она «Воспоминания (вой­на 1914-1918 гг.)», издана в Москве в 1939 году. Но привлекла она внимание специалиста дарственной надписью, которую когда-то оставил читатель: «Подарок от незнакомого «дяденьки» Кулишовой А.Л 8/XI-1943 г. Крайбиблиотека. Дежурство с 12 до 8 ч. в.».

В библиотеке решили отыскать «дяденьку».

- К сожалению, о дарителе так ничего выяснить не удалось. По каким-то причинам он не захотел оставить свои данные на книге. Но согласно дате в то время Ставрополь уже освободили от немецко-фашистских оккупантов, - рассказывала уже при встрече Любовь Игнатова. – Да, прошло много лет, но мы не теряем надежды, что даритель жив и откликнется. Многие факты говорят о том, что с этим экземпляром связана интересная история. Может, трагическая, а может, и счастливая.

Как оказалось позже, таинственных книг, связанных с загадочными историями, да и вообще изданий, наполненных глубоким содержанием, в фонде несчитанное количество. Представьте, по всей библиотеке рассредоточено более миллиона книг, более девятисот тысяч хранится в основном фонде! Полки хранилища в основном заняла литература, которая уже не интересна массовому читателю. И чем выше этажом находится ярус, тем старше книги и тем реже к ним прикасаются руки читателей. А жаль…

Хранилище - дерево знания

Нельзя не сказать о самой конструкции хранилища. Как уже упоминалось, оно состоит из девяти ярусов. Их расположение невольно рисует в голове образ дерева, что очень символично. Семь ярусов расположены по центральному пространству здания библиотеки, точно ствол дерева, восьмой, самый большой, находится над всем зданием, а девятый – под крышей, напоминая крону.

…На специальном лифте с Ольгой Тамашакиной, заведующей отделом хранения основного фонда, мы поднялись на верхний этаж – отсюда начиналась экскурсия. На девятом ярусе хранятся издания, о существовании которых читатель вряд ли подозревает.

- Любая из книг хранилища выдается по запросу читателя, правда, здесь есть издания, которые пока не «прописаны» в каталоге, - пояснила она и быстро глазами начала искать любимые книги.

Каждая из них - представительница определенной эпохи, она лучше всего может рассказать, о чем думал человек того времени, чем интересовался, на какие жизненные ориентиры полагался... Есть книги, на которых стоит множество штампов библиотек России. Можно проследить, в каких городах они обитали, есть те, где читатель оставил ставшие теперь историческими надписи или интересные закладки, но об этом мы еще расскажем подробнее.

- Эти книги остались после оккупации, фонд тогда собирался с помощью других библиотек, о чем свидетельствуют штампы на книгах. Вот издания предвоенных лет. В это время выпускалось много литературы военной тематики. Писали о боевых действиях в горах, рассматривались военные операции, стратегии ведения боя. Даже если эта информация никогда не будет востребована, мы должны ее хранить как свидетельство истории.

Потом Ольга Ивановна аккуратно сняла с полки небольшую книгу стихов Варвары Наумовой «Чертеж»:

- Когда мне в руки попал этот сборник, имя поэтессы было совершенно незнакомо. Почитала стихи - хорошие. Зашла в Интернет, чтобы узнать об авторе, долго искала информацию. Оказалось, что была такая ленинградская поэтесса, работала в редакциях журналов «Литературная учеба» и «Звезда». Первая книга стихов «Чертеж», написанная ею в конце 20-х годов, увидела свет в 1932 году. Но больше под авторством Наумовой книг не выходило – она умерла во время блокады Ленинграда… Думаю, не в каждой библиотеке нашей страны сохранился единственный сборник начинающей и, увы, трагически ушедшей из жизни поэтессы.

«Цветок засохший, безуханный»…

Каждый ярус хранилища по-своему интересен. На одном «живут» книги большого формата, которые не каждый человек поднимет, на другом собрания сочинений Ленина составляют длинный ряд, на третьем – специализированная литература советского периода самых разных направлений: искусство, история, наука, техника…

Книга за книгой повествуют удивительные детали эпохи. Например, в XIX-XX веках был большой интерес к исследованию окружающего мира. Ученые кропотливо изучали территорию России, богатства природы, животный мир, пытаясь докопаться до самой сути.

Вот книга ученого Степана Крашенинникова «Описание земли Камчатки» - итог его путешествий в течение 1737-1741 годов - принадлежит к числу классических произведений географической литературы. Виднейший (после Михаила Ломоносова) русский академик XVIII века С. Крашенинников был пионером научного исследования Камчатки. Его данные о природе, быте и языках местного населения, об открытии и завоевании этого полуострова представляют бесценное достояние географической и исторической науки. Написанное прекрасным русским языком, произведение Крашенинникова читается с неослабевающим интересом. Недаром оно в свое время было переведено на иностранные языки.

Но что тут еще интересно? Ольга Ивановна поделилась своим открытием. Оказывается, когда-то этой книгой интересовался Александр Пушкин и оставил ссылку на нее в своем сборнике произведений. Кстати, с Пушкиным у библиотекаря связана еще одна романтическая история.

- Работая в отделе редкой книги, в журнале XIX века случайно увидела засушенный цветочек, сразу в голове возникли строки Пушкина: «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я; и вот уже мечтою странной душа наполнилась моя: где цвел? когда? какой весною? и долго ль цвел? и сорван кем, чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?..». Я тогда с разрешения заведующей отделом забрала его себе. Он до сих пор хранится у меня дома в томике Александра Пушкина.

Довоенный период, несмотря на его трагические приметы, благодаря книгам представляется счастливым временем, когда люди жили полной жизнью, глубоко интересовались литературой, наукой, техникой. В послевоенный период старались быть экономными, поэтому часто книги выпускали внушительных объемов, чтобы вместить в них как можно больше информации. А 90-е годы характеризуются расцветом религиозной, псевдорелигиозной литературы и так называемых бульварных романов, сборников по целительству и гаданию.

Большой интерес представляет и ярус, где хранится периодическая печать. Особые чувства испытываешь, когда перелистываешь страницу толстой подшивки советской газеты и видишь сообщение о победе в Великой Отечественной войне. Эти пожелтевшие от времени страницы – вестники самых важных событий в мировом пространстве, жизни страны, края или какого-либо района.

Библиотекарь читателю

Находясь среди такого количества бесценного печатного материала, сложно не поразмышлять о нынешнем состоянии литературы, о читателях.

- Я, когда смотрю на эти книги, всегда думаю: неужели они никогда никому не понадобятся? - размышляла Ольга Тамашакина. - Сегодня читатель теряет навык к книжному чтению, переходя на электронные устройства. Но ведь держать в руках книгу – это настоящее наслаждение. Недавно я читала произведение одного из современных российских авторов. На обложке заявлялось: «Наконец-то в нашей стране появился настоящий писатель». Я начала читать и погрузилась в глубокую печаль - на каждой странице нецензурная лексика. Мне грустно, что сегодня такое «творчество» причисляют к шедеврам литературы. Может, наша суетная жизнь не предполагает вдумчивого и грамотного чтения?

Весь фонд - это национальное достояние края. В библиотеке с грустью замечают, что все большее количество книг навсегда уходит в архивы, что читателей стало меньше, им на смену приходят «удаленные» пользователи, но бороться за живого читателя, доказывать ему достоинства настоящей, бумажной книги здесь продолжают каждый день. Ежегодно в краевой научной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова проходит множество интересных мероприятий. К тому же здесь работают по-настоящему чуткие люди, готовые в любую минуту помочь читателям. Если книги нет в каком-либо из отделов, запрос на нее приходит в основной фонд. А здесь в кратчайшие сроки стараются найти «потеряшку».

- Главная задача - сократить ожидание читателя. За годы работы в фонде мы уже наизусть знаем, где какие книги находятся, - пояснила Ольга Ивановна. - Помню, еще лет пять назад мы без остановки бегали по этажам – много было заявок! А изменилось все с появлением Интернета, да и интерес к познанию у людей несколько угас…

Много здесь работают и с самим фондом: следят за сохранностью книг, берегут от пыли, проверяют температуру хранения, правильность расстановки фонда. Сказать честно, работа кропотливая и может показаться нудной. С другой стороны, даже в таком деле есть место для вдохновения. Иной раз в руки библиотекарям попадает уникальный экземпляр! А еще здесь работают настоящие романтики, люди с глубоким литературным чутьем. Если начать разговор с библиотекарем, откроешь для себя удивительный мир.

«Путешествие во времени»
Газета «Ставропольская правда»
9 сентября 2015 года