Новое поколение: вызовы и риски
Мероприятие проводится Ставропольским государственным педагогическим институтом ежегодно и традиционно собирает не только известных ученых края и округа, но и цвет столичной российской педагогики. Вот и на этот раз на конференцию прибыли академики Российской академии образования Н. Малофеев, В. Лазарев, Е. Ямбург. Присутствовали коллеги из педвузов СКФО, руководители образовательных учреждений Ставрополья, депутаты.
Открывшая конференцию ректор СГПИ, доктор педагогических наук профессор Людмила Редько говорила о новых сложных вызовах, которые стоят сейчас перед современным российским обществом. А значит, и перед школой, куда сегодня приходит учиться поколение, мало похожее на предыдущие. Эти дети требуют новых подходов к себе. Подготовка педагогических кадров тоже должна претерпевать изменения.
Обозначенная Л. Редько тема в разных аспектах поднималась на пленарном заседании в первый день конференции.
Выступление академика РАО Николая Малофеева, директора Института коррекционной педагогики, корифея российской дефектологической науки, было озаглавлено «Вызовы и риски инклюзивного образования».
Н. Малофеев назвал ситуацию с детским здоровьем в стране напряженной. Увеличивается число новорожденных с малым весом. Успехи в выхаживании таких младенцев неоспоримы, но этим детям помощь специалистов нужна и в дальнейшем. Нередко у них возникают проблемы со зрением, слухом, интеллектуальным развитием, вплоть до инвалидизации.
Нужно сказать, что академик Малофеев, не раз выступавший и на страницах «Ставропольской правды», из тех ученых, кто не боится термина «ребенок-инвалид», считая выражения «особенные дети», «дети с ограниченными возможностями здоровья» излишне политкорректными. Вот и на конференции он предложил смотреть правде в глаза: чтобы ребенок-инвалид поступил учиться не в коррекционную, а в общеобразовательную школу «на инклюзию», нужно специально оборудовать для него учебное место и подготовить учителя, который в состоянии разработать для такого ученика отдельную программу и обеспечить ее выполнение. Кроме того, в штате общеобразовательных учреждений помимо психологов должны появиться специалисты-дефектологи, сурдологи, логопеды.
Иначе цель дать ребенку с инвалидностью по слуху, зрению и т. п. образование, которое поможет ему социализироваться, достигнута не будет.
И стоить это, заметил Николай Малофеев, будет ничуть не дешевле, чем в коррекционной школе. К закрытию специальных учебных заведений (наметившаяся тенденция!) нужно подходить осторожно. Бесспорно, однако, то, что в подготовку педагогов общеобразовательных школ должно входить и умение работать «в инклюзии», как это принято во всем мире.
Серьезной проблемой академик назвал отсутствие стандартов для обучения детей-инвалидов. В общеобразовательной школе либо требуют от них «по полной», включая сдачу ЕГЭ, либо, наоборот, ничего не требуют и ставят положительные оценки из сочувствия. Ни то, ни другое не поможет ребенку определиться в дальнейшей жизни. Только с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов для разных категорий таких ребят эта ситуация может разрешиться.
Академик РАО, директор одной из московских школ, известной как образовательный центр № 109, Евгений Ямбург также говорил о «новой реальности» образования.
В школу приходят совершенно другие, чем раньше, дети. Как пример Евгений Ямбург привел случай из своей директорской практики, который еще десять лет назад был немыслим. Две девочки-подростка попросили одноклассника сфотографировать их в жанре «ню». Что само по себе прецедент. Но история на этом не закончилась. Парень выложил фото в Интернет. На что девчонки, тоже в Сети, пообещали прыгнуть с крыши многоэтажки... Ситуацию, к счастью, удалось «разрулить». («У меня хорошие айтишники, они такие вещи мониторят», - сказал Ямбург.) Понимать этих ребят учитель сможет, если у него есть знания по подростковой психологии, знание современной молодежной среды, владение информационными технологиями хотя бы на уровне учеников. В педвузах сегодня теории больше, чем практики, и часто это «наука для науки», которая мало что будущему учителю дает. Чтобы стать педагогом, нужно уметь решать педагогические задачи. Нужно много стажировки, практики, подчеркнул Е. Ямбург.
В выступлении академика РАО, директора Института инновационной деятельности Валерия Лазарева также рассматривались вызовы и риски сегодняшнего дня на примере введения в общем образовании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
По мнению В. Лазарева, российская школа, отчитавшись о том, что начальное образование полностью перешло на новые стандарты, сути их до конца не поняла. ФГОС нового поколения требуют в качестве «конечного продукта» от детей не суммы знаний, а умения ими распорядиться в практической жизни, принимать решения и нести за них ответственность. Многие учителя этого сами не могут, поэтому ждут от учеников того же, чего в школьные и студенческие годы требовали от них - запоминания и складирования информации в памяти. ЕГЭ также нацелен на «демонстрацию достижений», а не на развитие...
На пленарном заседании выступил заведующий кафедрой СГПИ, руководитель лаборатории «Антропология детства», доктор педагогических наук профессор Сергей Бобрышов, доложивший о работе лаборатории.
Состоялись мастер-классы известных педагогов. Второй день конференции был посвящен секционным заседаниям.
8 июля 2015 года