Ветеринарная служба Ставрополья отметила свое 120-летие
- Александр Николаевич, в чем основная миссия вашей службы сегодня?
- Прежде всего это организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, обеспечение защиты населения края от болезней, общих для человека и животных, а также безопасности продукции животного происхождения, организация регионального государственного ветеринарного надзора. Все эти направления для нас одинаково важны, назвать какое-то из них наиболее значимым было бы неправильным. Они настолько связаны между собой, что разделить их просто невозможно. Посудите сами, если, к примеру, не должным образом проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, я имею в виду прижизненные исследования и обработки поголовья, то о какой защите населения и безопасности животноводческой продукции можно вести речь. Действенным рычагом контроля является государственный ветеринарный надзор.
Безусловно, особое внимание мы уделяем вопросам обеспечения эпизоотического благополучия нашего края и больше внимания уделяем оздоровлению неблагополучных по инфекционным заболеваниям пунктов. От этого напрямую зависят экономика региона, возможности беспрепятственного товарооборота поголовья и животноводческой продукции по нашей стране и за ее пределами.
- Какова нынче эпизоотическая ситуация на Ставрополье?
- За пять месяцев выявлен 31 неблагополучный пункт по инфекционным заболеваниям, в том числе 12 по бешенству и 19 по бруцеллезу крупного рогатого скота. Для сравнения: в прошлом году было соответственно 44, 12 и 30. Замечу, что за последние три года динамика плавно снижается. Всего в прошлом году в крае выявлено 99 неблагополучных пунктов по различным инфекционным заболеваниям животных и птицы, это на 24 пункта меньше, чем в 2013 году, и на 58 ниже уровня 2012 года. Что касается бруцеллеза, то в минувшем году зарегистрировано 69 неблагополучных пунктов, на 8 меньше, чем в 2013 году, и на 21 - чем в 2012 году.
- Как наш край в этом отношении выглядит на фоне других российских регионов?
- Судите сами. Согласно официальным данным Россельхознадзора, в Карачаево-Черкесии зарегистрировано 68 неблагополучных пунктов по бруцеллезу, в Чечне 27, в Краснодарском крае 16. В Липецкой области сегодня 102 неблагополучных пункта по бешенству, в Московской 118, а в Татарстане вообще зафиксирован всплеск - 143.
В последнее время мы отмечаем хоть и небольшую, но все же положительную тенденцию к улучшению эпизоотической обстановки в крае. К сожалению, беспокойство у нас вызывает ситуация по бешенству. Здесь нет пока значительного улучшения, это связано в первую очередь с отсутствием уже второй год поставок федеральных вакцин против бешенства диких плотоядных животных. А они у нас в крае являются основным источником этого опасного заболевания.
- Нельзя еще забывать, что Ставрополье является буферной зоной на Юге России и в Закавказье по многим опасным заболеваниям животных. Это накладывает свой отпечаток на работу ветеринаров нашего региона?
- Безусловно. Я с уверенностью могу сказать, что такого количества ветеринарно-профилактических мероприятий - вакцинации, диагностических исследований, обработок поголовья - не проводится ни в одном субъекте Российской Федерации. И это, замечу, без учета кратности их проведения в течение года. В чем здесь причина, в так называемой буферной зоне? Отчасти да. Вакцинация животных против ящура в нашем регионе является обязательной, хотя в Ростовской области она уже не применяется. Мы вынуждены исследовать крупный и мелкий рогатый скот поголовно на бруцеллез не менее двух раз в год, а в некоторых случаях и чаще.
В ряде же регионов такие исследования проводятся один раз в год или же мониторятся только контрольные группы животных. Аналогичная ситуация и по исследованиям на лейкоз и туберкулез. Мы относимся к территории, на которой обязательной является вакцинация против сибирской язвы. Вынуждены прививать поголовье против лептоспироза и бешенства, классической чумы свиней, птичьего гриппа. На территории Центральной России часть этих вакцин вообще не применяется. Все это, безусловно, связано с территориальным расположением нашего края и зависит от многих факторов.
Ничего не поделаешь, мы транзитная территория. Ведь, как известно, для животных и птиц границ не существует. Все это накладывает на нас определенную ответственность, и мы вынуждены нести большие затраты на организацию всех этих важных мероприятий, поскольку их проведение сегодня возложено на субъекты.
Частота проведения ветеринарных обработок живности очень часто вызывает негодование владельцев, нам задают вопрос: «А вот в такой-то республике, крае, области этого не делается или проводится реже, почему?». Да потому что у нас нет другого выбора, чтобы обеспечить благополучие своей территории и не допустить распространения заразных и других болезней поголовья. И его владельцы должны понимать это и выполнять все необходимые требования наших специалистов.
- Кстати, обработки живности проводятся за счет каких источников?
- Часть ветобработок мы проводим бесплатно, за счет средств краевого бюджета, а часть должны оплачивать сами хозяева поголовья. Еще одна специфика нашего региона, которая значительно усложняет проведение ветеринарных мероприятий, - развитие мелкотоварного производства в АПК и огромное количество личных подсобных хозяйств населения, в которых выращиваются сельскохозяйственные животные.
- Как показывает практика, в малом секторе АПК сегодня возникает немало нарушений. Как часто ветеринары обращаются в суды за отстаиванием своих решений?
- Довольно часто. Но гораздо чаще в эту же инстанцию с жалобами обращаются те, кого мы привлекаем к административной ответственности. Думаю, что увеличение количества жалоб связано в первую очередь с тем, что не так давно ответственность за нарушения требований ветеринарных правил в виде штрафа была увеличена в разы, и это довольно-таки серьезно бьет по карману нарушителя. Так, например, финансовое наказание за сокрытие сведений о внезапном падеже или заболевании животных может обойтись нерадивому хозяину до 40 тысяч рублей. Если же нарушитель юридическое лицо, то штраф может достигнуть и 100 тысяч рублей. Неправильная перевозка поголовья и продукции животноводства обернется штрафными санкциями от 40 тысяч до 500 тысяч рублей. Еще более суровая ответственность ждет тех, кто нарушает требования ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, - до 700 тысяч рублей.
Невыполнение предписаний органов государственного ветеринарного надзора об устранении нарушений также выльется в хорошую копеечку - от 40 тысяч до 500 тысяч рублей. А если предписание будет не выполнено в период установленного карантина по тому или иному заболеванию, размер штрафа для должностного лица увеличится до 50 тысяч рублей, а для юридического - от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
В прошлом году инспекторы отдела регионального госветнадзора управления ветеринарии СК возбудили дела об административном правонарушении в отношении семнадцати жителей края. Материалы по этим делам были переданы в мировые суды Ставропольского края, назначено семнадцать штрафов. Мировые судьи во всех данных случаях признали этих владельцев поголовья виновными и обязали выплатить штрафы.
В рамках контрольно-надзорных мероприятий в прошлом году наши сотрудники возбудили ряд дел об административных правонарушениях, которые индивидуальные предприниматели и юридические лица впоследствии обжаловали в Арбитражном суде Ставропольского края. Большая часть из них (общая сумма штрафов, определенных ветинспекторами, - 1,3 миллиона рублей) была подтверждена, истцам в удовлетворении заявленных требований отказано.
- Александр Николаевич, над какими программами или законопроектами сегодня работает управление ветеринарии, в чем их значимость для нашего региона?
- Сегодня мы работаем в рамках одной важной краевой гос-программы - «Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных». В соответствии с изменениями в законодательстве в нее постоянно вносятся необходимые коррективы. Так, последние мы сделали немногим более месяца тому назад. В данной программе отражены все направления деятельности нашей службы, особо важные направления выделены в подпрограммы, как, например, мероприятия по профилактике и ликвидации африканской чумы свиней. Напомню, что в прошлом году наша краевая программа была признана лучшей в стране по итогам конкурса, проведенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках выставки «Золотая осень», удостоена высшей награды - золотой медали и диплома.
Еще предстоит сделать немало. Сейчас, к примеру, в связи с изменениями в федеральном законодательстве мы работаем над разработкой проекта краевого закона о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по отлову и содержанию безнадзорных животных. Сегодня это одна из злободневных проблем для любого населенного пункта не только края, но и всей страны. В настоящее время подготовлено распоряжение правительства СК о создании межведомственной рабочей группы по разработке данного законопроекта, в которую вошли и специалисты краевого управления ветеринарии.
29 мая 2015 года