06:21, 27 мая 2015 года

Патенты для мигрантов: трудности позади

Просьбу предъявить документы Рузмет Юлдашев, который поздним вечером возвращался с сыном с работы на стройке, воспринял довольно болезненно. И не из опасения быть оштрафованным. И патенты, дающие право заниматься трудовой, говоря языком юристов, деятельностью, у обоих граждан Узбекистана на руках, и с постановкой на миграционный учет все в полном порядке. Да и то сказать, четвертый год подряд приезжает Юлдашев-старший на заработки в Россию и никогда закон не нарушал. Другое дело, не знает, приедет ли еще: слишком много всяких сложностей стало.

– Проверяют нас постоянно, – на вполне приличном русском возмущался Юлдашев. – А почему нам никто не помог, когда почти месяц ждали сертификаты из Москвы?! Хотели, чтобы мы по десять тысяч рублей штрафа заплатили?

Уточню сразу: речь идет о сертификатах, подтверждающих владение русским языком, знание истории и основ законодательства России, которые с 2015-го обязательны для предъявления при оформлении патентов. При этом долгое, до полутора месяцев, ожидание документа из Москвы, где находятся три вуза, входящих в Российский тестовый консорциум и имеющих право выдавать сертификаты, в начале текущего года действительно было – и тут Юлдашев не лукавит – реальностью. Равно как и высокая вероятность оказаться оштрафованным по статье 18.20 КоАП РФ за нарушение 30-дневного срока обращения за выдачей патента. И не случайно в январе-феврале было оформлено всего лишь 166 патентов – на порядок меньше, чем за тот же период 2014-го.

Но именно в начале года вузы тестового консорциума, как оказалось, не были готовы к оформлению сертификатов в количестве, значительно превышающем прежний уровень. Что публично признала и проректор одного из московских вузов. В Центре лингвистических экспертиз и тестирования по русскому языку Северо-Кавказского федерального университета, например, за весь прошлый год тестирование прошли порядка 80 иностранных граждан. А на сегодня прошедших тестирование уже почти 1,3 тысячи, из которых 600 – трудовые мигранты, желающие получить патент. И это не предел, спрос на патенты, а соответственно, и сертификаты остается стабильным.

– Но ситуация изменилась коренным образом, – говорит кандидат филологических наук Эльвира Лаврик, директор Центра лингвистических экспертиз и тестирования по русскому языку СКФУ. – Задержек с тестированием у нас не было и в начале года, хотя проводить его приходилось по пять раз в неделю. А теперь и сертификаты из Москвы получаем вовремя, и выдаем их в течение десяти-пятнадцати дней после тестирования…

Аналогичное положение дел и в других локальных центрах тестирования. А их в пределах края шесть – в Ставрополе, Пятигорске и Ессентуках. Облегчает доступ к услуге и то, что заявление можно подать не только в Ставрополе, но и в отделе УФМС в городе Пятигорске. Соответственно, и патенты граждане Узбекистана, Таджикистана, Украины и т.д. оформляют без задержек. Всего с начала года выдано почти три тысячи патентов. Правда, статья 18.20 КоАП РФ и сегодня востребованна, но не потому, что людям не по их вине приходится долго ждать сертификат. Здесь уже в чистом виде надежда на авось. До невеселых курьезов дело доходит. У гражданина Узбекистана Гулома Наралиева, например, не было денег, чтобы оплатить тестирование – на все деньги он… устроил жене и детям вояж на Ставрополье из далекой Сурхандарьинской области.

А ведь Наралиев, хотя и в первый раз приехал на заработки в Россию, о недопустимости какой бы то ни было работы без разрешительных документов, по его собственному признанию, знал. Неискушенных по части их прав и обязанностей мигрантов в последнее время вообще меньше стало. Как и работодателей, которые знают: они обязаны в течение трех дней уведомить миграционную службу о заключении с обладателем патента трудового или гражданско-правового договора, причем с 25 мая с.г. в форму уведомлений вносятся изменения. Характерный пример. При том что касающиеся трудовой миграции изменения в Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вступили в силу с января, иностранцы уже пользуются правом найма не только к «частникам». Каждый четвертый из получивших патент устроился на работу в имеющие статус юридических лиц фирмы. И что интересно, на первом по востребованности месте тут вакансии в сельхозпредприятиях Кочубеевского, Арзгирского, Ипатовского районов.

– А это не просто стабильность регионального рынка труда, – считает начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Ставропольскому краю Максим Чехлыстов. – В выигрыше бюджет края, в который уже поступил налог за патенты в виде фиксированных авансовых платежей на сумму более 22,2 миллиона рублей…

К слову, любопытный нюанс. Обладатели патентов из числа крепко тертых жизнью «калачей» уплачивают сегодня налог за целый год, хотя обычный расклад – уплата за месяц или три. И не только потому, что это избавляет от необходимости оформлять постановку на миграционный учет каждый месяц или раз в квартал – по срокам уплаты налога. Не исключено, в следующем году на Ставрополье будет введен повышающий коэффициент на оплачиваемый мигрантами налог, который ныне равен исходной для всех регионов России сумме в 1568 рублей 40 копеек. А значит, предусмотрительные обладатели патентов могут изрядно сэкономить. В том числе Рузмет Юлдашев, который хоть и возмущался при проверке документов, но о желании уехать из России даже не заикнулся.

Александр САБУРОВ
«Патенты для мигрантов: трудности позади»
Газета «Ставропольская правда»
27 мая 2015 года