А хутор сровняли с землей
В преддверии Дня Победы хочу поделиться воспоминаниями своей бабушки Нины Золотаревой, которой было всего три года, когда началась война.
Отец бабушки Иван Кузьмич Костин и дедушка Абрам Корнеевич Корнев получили повестки в первые дни войны. Через некоторое время, после того как мужчины ушли на фронт, хутор Папоротный (Краснодарский край) заняли немцы. Они вызвали всех на главную площадь и приказали людям собирать свои вещи и уходить. Дали час. Моя семья стала собираться: взрослые сложили все документы в пакет и положили в большую бутылку, которую закопали под деревом.
Пошли в село Черниговское, за четыре километра от хутора. По дороге плакали — страшно, некоторые были с грудными детьми на руках. Бабушка была со своей мамой Мотей, бабушкой Дусей и сестрой Машей. Дошли до села и поселились в пустых бараках. С одной стороны они жили, а с другой была немецкая комендатура. Бабушка с соседскими детьми бегала к немецким поварам. Рассказывает: «Станем кучкой, кто-нибудь посмелее сделает шаг, и мы все за ним, ручки тянем, чтобы нам положили чего-нибудь. Нам иногда каши немного давали, но чаще прогоняли».
Из Черниговского решили идти в Донскую Балку, что на Ставрополье. Остановились у дяди Якова, брата Ивана Костина. Первое время прадед присылал письма-треугольники, в которых настаивал, чтобы «Мотька дала детям образование».
Как только со Ставрополья погнали немцев, две отважные женщины с двумя маленькими девочками решили вернуться в Краснодарский край. Когда добрались до хутора Папоротного, выяснилось, что немцы его сровняли с землей.
Примерно в 1944 году пришло извещение о том, что прадедушка пропал без вести. Больше о нем ничего не известно...
6 мая 2015 года