Северный Кавказ: поиск модели ускоренного развития – тема дискуссии практиков и теоретиков
Круглый стол проводился в рамках международной научно-практической конференции «Северный Кавказ: поиск модели ускоренного развития», организованной Северо-Кавказским институтом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Предваряя дискуссию, директор института Галина Малахова отметила, что в заседании круглого стола участвуют как ученые, занимающиеся построением моделей, так и практики, которых волнует экологическая безопасность жемчужины России - Кавказских Минеральных Вод.
- Наша задача не только сохранить эту жемчужину, но и приумножить ее богатства, - подчеркнула Галина Малахова.
Тем не менее среди докладов, прозвучавших на заседании круглого стола, преобладали сугубо теоретические выкладки, далекие от реальной жизни. Например, маловероятно, что кому-либо удастся извлечь практическую пользу для Кавказских Минеральных Вод, Ставропольского края или других регионов Северного Кавказа из сообщения доцента Пятигорского филиала СКФУ Натальи Медяник об опыте сотрудничества государства, бизнеса и населения при решении экологических проблем в штате Аляска и в других регионах США. Впрочем, доцент считает, что к поиску путей практического применения зарубежного опыта подтолкнет «осознание стремительно нарастающих экологических рисков, создающих угрозы развитию общества».
А профессор Волгоградского аграрного университета Алексей Рогачев, рассказывая об использовании аппарата математического моделирования для решения экологических проблем, сразу оговорился:
- Сохраняется колоссальный разрыв между возможностями математического моделирования и практикой его реализации.
Обусловлен этот разрыв, по мнению ученого, прежде всего «противоречивостью экологических и экономических критериев». Отвечая на вопросы, Алексей Рогачев признал, что конечный результат любых расчетов прежде всего зависит от того, какие исходные данные заложат в математическую модель эксперты. Но эксперты, как показывает практика, зачастую служат не истине, а проводят интересы заинтересованных лиц и организаций. Или, проще говоря, кто платит, тот и заказывает музыку (или математическую модель).
Реальные экологические проблемы начали обсуждать лишь тогда, когда слово предоставили практикам. Таким, как директор ООО «Нарзан-гидроресурсы» Анатолий Малков. Да, Анатолий Валентинович - доктор технических наук, профессор, но прежде всего он руководитель производства, потому его волнуют такие «приземленные» вещи, как отсутствие канализации, утечки в водоотводящих сетях…
Однако начал свое выступление директор с напоминания: за последние 300 лет на территории России открыли огромное количество месторождений минеральных вод. Однако городами-курортами федерального значения в России признаны только 11 (включая четыре на КМВ). Из этого следует, что иметь только гидроминеральную базу для курортов недостаточно. Не менее значимы целебный воздух, хорошее экологическое состояние.
Анатолий Малков рассказал, что в период с 2010 по 2013 год ООО «Нарзан-гидроресурсы» затратило около 5 миллионов рублей на масштабные экологические исследования на КМВ.
- Когда получили результаты, прослезились. Ситуация с экологией в курортном регионе оказалась сложной, - доложил Анатолий Малков.
Это обусловлено как природными, так и антропогенными причинами. Из природных докладчик указал, в частности, на особенности ландшафта. Все курорты Кавминвод находятся в «отрицательных формах рельефа», или, проще говоря, в низинах. Особенно ярко это выражено в Кисловодске.
Как пояснил Анатолий Малков, в Кисловодской котловине очень низкая аэрация, поэтому все выбросы в атмосферу тепловых станций, предприятий, а главное, многократно увеличившегося за последние 20 лет потока автотранспорта почти не рассеиваются, а впитываются «зоной аэрации» в верхнем слое почвы и затем разносятся грунтовыми водами.
Влияют на экологию курорта и климатические изменения:
- Начиная с 1947 года отмечается устойчивый тренд роста атмосферных осадков – в среднем на 2,9 миллиметра в год. Это довольно много, - пояснил доктор технических наук.
Но, конечно же, главную роль в ухудшении экологии курорта Кисловодск играют антропогенные причины. По данным директора ООО «Нарзан-гидроресурсы», бактериальное загрязнение источника «Нарзан» отмечается с 1936 года. А начиная с 1957-го в протоколах профильной государственной комиссии неоднократно указывалось на необходимость полностью канализовать хотя бы южную часть Кисловодска. Увы, это не сделано по сей день. Между тем население города за эти годы увеличилось с 80 до 135 тысяч. Соответственно, вдвое увеличился и объем стоков. Сейчас в сутки из неканализованных городских поселков и изношенных на 60 – 80 процентов сетей в грунтовые воды сливается 60 тысяч кубических метров стоков. В них нитриты, нитраты, тяжелые металлы, остатки моющих средств. В результате, когда появляется связь между поверхностными грунтовыми водами и минеральными водами рабочих горизонтов, происходит падение кондиций месторождений. За последние годы очень серьезно потеряли в кондициях источник «Нарзан» и ряд кисловодских месторождений. Из-за высокой загрязненности уже давно не разливают «Ессентуки-20». По той же причине закрыто Баталинское месторождение, потерял кондиции и Лысогорский источник.
- Сейчас экология – это самый важный фактор для курортов Кавказских Минеральных Вод, - заключил профессор Малков.
Как отметил модератор дискуссии, помощник министра РФ по делам Северного Кавказа Сергей Прокопов, важно найти баланс между развитием региона Кавказские Минеральные Воды и его экологической сохранностью. Поэтому одной из первостепенных задач разрабатываемого специалистами министерства закона о КМВ является выработка государственной политики в сфере сохранения и рачительного использования его уникальных гидроминеральных ресурсов, чистого воздуха и природных ландшафтов, санаторно-курортного и рекреационного потенциала.
- Проблем в регионе накопилось множество, их нельзя решить в одночасье, но закон должен создать легитимную основу для их решения, - заявил Сергей Прокопов.