06:25, 28 апреля 2015 года

Продолжит ли СГРЦ работу с должниками за коммунальные ресурсы

Старый долг собрать, что клад найти.

(Пословица).

Собственно, как предприятию, чья специфика работы так или иначе связана с жилищно-коммунальным хозяйством, к дрязгам ему не привыкать. Всегда найдутся недовольные (по делу и без) и не согласные с цифрами в платежках. Однако на сей раз шумиха вокруг работы центра отдает, как принято говорить, каким-то нездоровым душком. И самое главное – печально, что все это в итоге грозит обернуться разрушением хорошо «отшлифованных» и признанных эффективными схем работы по оплате жителями Ставрополя жилищно-коммунальных услуг.

В частности, сейчас прорабатывается идея о запрете для СГРЦ (существенная доля акций этого предприятия находится в городской собственности) ведения так называемой претензионной работы с неплательщиками. Должники могут снова стать головной болью ресурсоснабжающих предприятий и управляющих компаний. Расчетный центр не должен предъявлять претензии, а тем более судиться от их имени – таково резюме одного из поручений губернатора Владимира Владимирова, данное главе администрации Ставрополя Андрею Джатдоеву и руководителю СГРЦ Светлане Фоминой в ходе недавнего личного приема граждан.

Допускаю, что в городе среди потребителей услуг ЖКХ немало убежденных противников и нынешней идеологии отечественного жилищного законодательства, и, в частности, каких-либо посреднических структур в коммунальной сфере. И последнее объяснимо: на волне становления в нашей стране рыночной экономики к слову «посредник» прочно приклеилась ассоциация «иждивенец». Но реальность такова, что без посреднических услуг в некоторых вопросах сегодня уже не обойтись, а нередко (немало примеров тому можно привести и из обыденной жизни) легче и выгоднее заплатить профессионалам на стороне, чем мучиться самостоятельно. Так и в случае с расчетным центром. Забегая немного вперед, скажем, что возможная «перекройка» взаимоотношений СГРЦ с остальными участниками рынка встречена последними совершенно без воодушевления. И по мнению многих из них, коррективы в будущем могут так или иначе сказаться и на кошельках населения, и на бюджетах коммунальных предприятий. Ослабление работы с неплательщиками может обернуться, по большому счету, выгодой только для самих должников...

У медали две стороны

Начнем с краткого теоретического курса. Любой многоквартирный дом представляет собой крайне сложное хозяйство. Мало того что он нуждается в комплексном обслуживании, свое-временном ремонте и бесперебойном снабжении жильцов коммунальными ресурсами. Так все это еще обязательно требует и своевременного учета. Как минимум для корректного выставления потребителям счетов за оказанные услуги.

Сейчас существуют разные схемы «обратной связи» коммунальщиков с населением. Вспомним хотя бы пресловутые абонкнижки и нашу суетливую беготню между водоканалом, энергетиками и газовиками – везде ведь желательно вовремя рассчитаться, иначе потом не миновать малоприятной процедуры сверки счетов. Но дабы не усложнять процесс и не провоцировать рост долгов, львиная доля многоквартирных домов в Ставрополе предпочла «довериться» городскому расчетному центру.

Если говорить о сугубо технических моментах, только представьте: в ежемесячно получаемых многими из нас квитках арифметически сведены интересы абсолютно всех сторон – самих владельцев жилья, поставщиков коммунальных ресурсов, жилищных управленцев, будь то ТСЖ или УК, а недавно к этому списку прибавилась еще и региональная программа капремонта многоквартирных домов. А за этими платежками – громадная система учета и распределения по счетам поставщиков денежных поступлений от каждого потребителя услуг ЖКХ. Согласитесь, в современных реалиях логистика в любой сфере приобретает громадное значение.

Можно, конечно, утверждать, что каждый новый посредник приводит к конечному удорожанию услуг. Но у медали, как известно, две стороны. Схема с расчетными центрами – и опыт Ставрополя в этом плане можно без преувеличения назвать колоссальным – как минимум удобна. А на деле, оказывается, еще и экономна.

«ТСЖ не сравнить с управляющей компанией: трясемся за каждую копейку, платим-то за все из своего кармана, – рассказывает Ольга Маханько, председатель товарищества собственников жилья «Шанс», созданного жильцами 69-квартирного дома по улице Мира в краевом центре. – Потому перед заключением агентского договора с СГРЦ, уверяю, досконально просчитали все «за» и «против». В итоге, уже основываясь на практическом опыте совместной работы, скажу о громадных плюсах работы с профессионалами. Мы не держим юриста, голова не болит о приобретении специального программного обеспечения, которое должно быть обязательно лицензионным и, более того, регулярно обновляться. Нет боязни, что упустим какие-то правовые новации. Если кто-то видел формулы расчетов, применяющиеся в ЖКХ, тот поймет, что эта арифметика не для каждого человека. А среди старших домов и председателей ТСЖ немало пожилых людей, которым порой почти невозможно разобраться в этих дебрях, тогда как в том же городском расчетном центре нам не отказывают в консультациях... Пойти на уступки недовольным сейчас, сломать устоявшуюся систему и разрушить базы данных – это породить еще более внушительную волну недовольных всем и вся. Кстати, в недалеком прошлом мы судились с одной хронической должницей из нашего дома. Непростое это дело, признаюсь»...

Не только «калькулятор»

«Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!»... Не зря к вопросу о долгах вспоминаются строки из всем известного произведения Корнея Чуковского. Ведь действительно встречаются люди, которые живут с твердой установкой: «Платить не хочу и не буду». Уверена, рядовые плательщики даже никогда не задумывались о том, почему перспективы разбирательств с хроническими неплательщиками совсем не по душе ставропольским управляющим компаниям, активно прибегающим к помощи городского расчетного центра. Между тем, как только вопрос стал набирать обороты, управленцы сразу подсчитали цену возможных изменений. СГРЦ, как выясняется, выгоден им (а по цепочке – и потребителям) отнюдь не только как удобный «калькулятор».

«Если представлять интересы ресурсников придется нам, штат предприятия нужно будет пополнять как минимум на одного человека, а крупным УК и на двух специалистов, которые займутся точечной работой с неплательщиками, – делится своим мнением руководитель ООО «МУП ЖЭУ №12» Татьяна Ефимова. – И далеко не факт, что это будет эффективно. Но зато с учетом налогов такая «роскошь» только в виде зарплаты будет обходиться не менее чем в 30 тысяч рублей в месяц, а значит, только по примерным прикидкам, около 360 тысяч в год. Представьте, какие это цифры в масштабах Ставрополя, где работает примерно 170 управляющих компаний. Откуда будут возмещаться эти миллионы? Наверное, вопрос риторический. Между тем в городском расчетном центре есть штат из нескольких опытных юристов, которые прекрасно справляются с работой. Да и вся система построена таким образом, что абонентам регулярно напоминают о тех или иных долгах, и зачастую большинство постепенно расплачивается. Но если вдруг человек с чем-то не согласен, за один визит в одном окошке он может подробно узнать, сколько и почему он должен за воду, свет, газ или тепло, сверить все квитанции... Ведь СГРЦ ценен еще и накопленными за многие годы архивными данными обо всех расчетах, что позволяет избежать путаницы, например, при смене домом управляющей компании или способа управления. При этом ставка за услуги центра вполне конкурентна. Это 3,25 процента, тогда как в других городах края она лишь стартует от пяти процентов».

Есть и много других тонкостей, о которых мы, обыватели, и не слышали. Как бы парадоксально для кого-то ни звучало, но деньги через расчетный центр «ходят» быстрее и «точнее». То есть, как только абонент погасил долги, СГРЦ практически сразу «видит» и учитывает эти поступления, причем у него есть возможность отследить периоды погашения задолженности. А этот вопрос в коммунальной арифметике ой как важен, особенно если речь заходит о начислениях пени или о прекращении поставки должнику тех или иных коммунальных ресурсов. В таких случаях абсолютно все процедурные моменты имеют принципиальное значение.

Директор ООО «Ставропольская управляющая компания» Ирина Абрамова, имеющая опыт работы на рынке управления многоквартирными домами и в других городах, объясняет уникальность принципов работы СГРЦ в сравнении с обычными расчетно-кассовыми центрами. По ее словам, обычные центры являются банковскими платежными агентами и никак не отвечают перед населением за начисленные суммы, так как получают их уже от ресурсоснабжающих предприятий. Соответственно, о составлении и обновлении каких-то сводных баз должников речь вообще не идет. У каждого поставщика в итоге своя правда.

«То есть ни по одному пункту не ведется никакой системной работы. Не занимаются кассовые центры даже вопросом доставки платежных поручений. Если СГРЦ распространяет их централизованно через собственную курьерскую службу или почту, то в других городах платежки чаще всего передаются управляющим компаниям, а те, давайте говорить честно, не всегда работают на совесть. Сегодня разнесли и вручили, завтра забыли, вот уже и повод для последующих разбирательств и уточнений, – продолжает И. Абрамова. – Более того, сбор средств с населения по этим квиткам происходит только через конкретные кассы, тогда как в Ставрополе население может спокойно платить в самом СГРЦ, в банках, на почте, через терминалы и Интернет... Отсюда и такой высокий в сравнении со многими другими населенными пунктами уровень собираемости платежей».

Для полноты картины приведу аналогию из жизни Кавминвод. С 2005 года там действует Ассоциация товариществ собственников жилья «Партнер», куда уже вошло чуть менее восьми десятков ТСЖ из Лермонтова, Ессентуков, Кисловодска, поселка Нежинского и станицы Ессентукской. Это объединение изначально создавалось для того, чтобы облегчить жизнь собственников квартир как раз в части логистики. «Для полноценной работы каждому товариществу нужны бухгалтер, юрист, инженер, делопроизводитель, – объясняет председатель ассоциации Дмитрий Захарьящев. – Оплата их труда не может не отражаться на тарифах для жильцов. Совсем иное дело – централизованный подход. Председатели ТСЖ доверяют профессионалам вести расчеты и делать начисления, участвовать в судебных разбирательствах, в том числе и с неплательщиками, готовить документацию для участия в тех или иных госпрограммах. Жилищное законодательство очень сложное, норм много, и далеко не все могут качественно справиться с разноплановыми задачами. При этом ни в коем случае не подменяется роль самих председателей товариществ – они в курсе всего происходящего, контролируют процессы и обсуждают все текущие вопросы с жильцами».

Председатель товарищества собственников жилья «Нежинский 53» Валентина Падолкина подтверждает: когда бумажная волокита была доверена специалистам ассоциации, появилось время вплотную заняться хлопотами по преображению дома, благоустройству двора и разъяснительной работой среди жильцов. ТСЖ, кстати, не так давно было удостоено первого места в ежегодном краевом конкурсе на лучшее товарищество. «А претензии и протесты постоянно звучат только от тех, кто ни за что не хочет платить и вообще что-то делать на общее благо, – сокрушается В. Падолкина. – Им не нравится ассоциация, не устраивает ремонт и т.д. Весь выхлоп – крики, стоны, жалобы и бесконечные долги»...

Стандартный вариант

Но вернемся к тому, что происходит в Ставрополе. К сожалению, нам не удалось получить комментарии от городского расчетного центра по поводу того, каким образом будет перестраиваться его работа. Однако, по всей видимости, все претензии и пожелания губернатора будут учтены.

Резюмируя все сказанное, добавлю, что возмущение игроков жилищно-коммунального рынка в краевом центре против возможных новаций обоснованно. Практика наделения агентов полномочиями по ведению конкретно претензионно-исковой работы для ресурсников и управляющих компаний в нашей стране широко распространена. Это стандартные договорные отношения. Другое дело, что о привлечении ТСЖ или управляющей компанией сторонних организаций обязательно должны знать собственники помещений в многоквартирных домах. Вопросы нужно выносить на общие собрания, рассказывать людям, на что будут потрачены их деньги, спрашивать их согласия. Что же касается, в частности, опыта работы СГРЦ с должниками, нет сомнений, что этот аспект также был учтен профессиональным сообществом. Ведь Ставропольский городской расчетный центр не раз удостаивался наград разного уровня, становился победителем Всероссийского конкурса на лучшую организацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отмечался Федеральным агентством по строительству и ЖКХ.

Докажи, что не верблюд

Конечно, было бы неправильно не сказать еще об одном моменте. В Ставрополе есть ряд «борцов» с коммунальными безобразиями, якобы регулярно вскрывающих «язвы» отрасли. Примерно в таком духе они сами говорят о своей деятельности, которая, если уж говорить о сугубо личных впечатлениях, больше напоминает дешевое шоу с выливанием помоев на тех, кто по каким-то причинам «активистам» вдруг стал неугоден. В качестве площадки для обвинений и скоропалительных выводов эти люди выбрали газету «Открытая. Для всех и каждого», имеющую неоднозначную репутацию в профессиональном сообществе.

Не избежали внимания этого средства массовой информации и Ставропольский городской расчетный центр, и его руководство. Публикации с привкусом истеричности о вопиющих нарушениях (к слову, так и не найденных впоследствии правоохранителями) кочуют уже больше года чуть ли не из номера в номер, что наводит на мысль: как это похоже на откровенную травлю. Одной из постоянно звучащих на страницах издания тем, кстати, и являются попытки расчетного центра разобраться с долгами граждан. Гадать о подоплеке и причинах такого «тематического постоянства» авторов не берусь, а слухи пересказывать не хочется... Только вот прекрасно понимаю: СГРЦ вынужден регулярно отвлекать трудовые ресурсы на то, чтобы по следам выступлений СМИ в ходе проверок (а таких было проведено надзорными органами уже несметное множество!) и в судах доказывать, что «он не верблюд»...

С газетами в силу разных причин судиться сложно, особенно по поводу таких понятий, как честь, достоинство или деловая репутация. Потому даже напрасно обиженные прессой нередко предпочитают просто отмолчаться в ответ, поскольку суды – дело длинное и дорогостоящее. Тем не менее руководство СГРЦ отступать не стало.

В общедоступной судебной картотеке можно проследить за ходом инициированных им разбирательств. К примеру, в феврале в Арбитражном суде Ставропольского края завершился процесс, в рамках которого СГРЦ защищал собственную деловую репутацию. Центру, попавшему под «правозащитный пресс», удалось доказать, что изложенное в четырех номерах «Открытой» еще в прошлом году – не что иное, как домыслы. В апреле апелляционная инстанция оставила вердикт в силе. Фемида обязала газету опровергнуть сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию расчетного центра.

В качестве примера приведем такой выдающийся перл, фигурирующий в одной из статей «Открытой», цитируем: «Фекальная, то есть криминального происхождения, прибыль, получаемая – в сговоре – управляющими компаниями, коммунально-жилищными и ресурсными организациями в сговоре с СГРЦ, подсчитывалась не миллионами, а, наверное, габаритными мешками безналоговых рублей»... Более того, в других пасквилях авторы, живописуя о «колоссальном масштабе махинаций», и вовсе делают заключение, что расчетный центр «самая мошенническая из структур» и что «СГРЦ – действительно пирамида по мошенническому обогащению за счет незаконного изъятия средств из карманов граждан»... Неудивительно, что предприятие подало в суд на газету за такие «сочинения». И выиграло дело.

И все же точку в истории ставить пока рано. Мы продолжим следить за развитием ситуации. А пока хочется надеяться, что если властью и будут приниматься какие-то решения, то они будут обдуманными и заранее просчитанными. Возможные коррективы в деятельности СГРЦ, его агентских взаимоотношениях с ресурсоснабжающими предприятиями, управляющими компаниями и ТСЖ не должны служить поводом для возникновения каких-то точек напряжения. Чтобы, как говорится, не пришлось потом менять лошадей на переправе...

Заместитель министра по строительству и ЖКХ РФ – главный жилищный инспектор Андрей Чибис:

«Мы планируем ввести регулирование и законодательно закрепить полномочия расчетных центров. Это означает, что собственнику будет выставляться единая квитанция за все виды потребленных ресурсов и услуг. И расчетный центр будет расщеплять эти платежи по ресурсоснабжающим организациям, свою долю будет получать управляющая компания. Надеюсь, что в этом году соответствующие законодательные изменения будут внесены. Но поощрять практику прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственником мы не собираемся. Иначе складывается ситуация, когда потребителю вместо одной квитанции приходит пять, причем разноцветных, что может только запутать человека, кому и за что он должен платить. Более того, получается, что так или иначе затраты на печать пяти квитанций в том или ином виде отражаются в тарифе каждого естественного монополиста».

Цитата из интервью А. Чибиса «Российской газете» от 30.03.2015.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Деньги любят счет»
Газета «Ставропольская правда»
28 апреля 2015 года