Храм Блаженной Ксении Петербургской в Ставрополе готовится к первой Пасхальной службе
Как птица небесная, летала она по Петербургской стороне днем, желая всем и каждому оказать какую-нибудь услугу, а ночью вступала в беседу с Самим Господом, предаваясь молитвенным подвигам...
(Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской).
Самолет плавно заходил на посадку, снижаясь над Ставрополем, сделал круг над городом, и пассажиры в предвкушении скорого приземления, конечно, дружно вглядывались в очертания улиц внизу, благо ясная солнечная погода тому способствовала. Девочка-подросток радостно повернулась от иллюминатора и счастливо прокричала сквозь гул мотора: «Бабушка, смотри, какой красивый храм там внизу!». Бабушка глянула вниз, залюбовалась и вдруг ахнула: «Так это же наш храм, внучка!». Это действительно сиял ярким светом купол нового храма, носящего удивительно красивое имя – Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Сегодня в полночь в его стенах впервые прозвучит торжественный праздничный возглас священника «Христос Воскрес!», и дружным эхом ответит ему радостный православный люд «Воистину Воскрес!». Знаменательного дня дождался настоятель храма протоиерей Петр Здрилюк, дождались его прихожане. Они вместе шли к этому дню долгие годы, ведь приход был создан по благословению ныне покойного митрополита Гедеона семнадцать лет назад, и почти десятилетие минуло с момента начала строительства нового здания. Все эти годы жизнь прихода проходила в стареньком, неказистого вида помещении, которому верующие старались придать по возможности лучший облик. Впрочем, они не просто ждали сегодняшнего события, они собственными руками его готовили неустанно. В буквальном смысле: даже котлован рыли вручную, не имея средств нанять технику...
Отец Петр сам выбрал северо-запад Ставрополя для своего прихода, задавшись целью приблизить к духовной жизни местное население. У него уже тогда подобралась достаточно сплоченная группа единомышленников, образовавшаяся в период служения в Крестовоздвиженской церкви, в Андреевском соборе, в приходе села Татарка. Эти люди составили основу нарождавшейся общины храма Ксении. С первого дня рядом с батюшкой, например, член приходского совета, преподаватель воскресной школы Вера Колпакова, улыбчивая и неугомонная его помощница, чья внучка радовалась виду на храм из самолета. На вопрос о таком необычном для южного Ставрополя названии храма отвечает просто и мудро:
– По молитве владыки Гедеона назван храм в честь Блаженной Ксении. Ксения – наша русская святая, к ним у нас, русских, особое движение души. А батюшка-то у нас какой! О, таких больше нет... Мы с ним все прошли, с помощью Божией и покровительницы нашей матушки Ксении.
Вера Владимировна вспоминает, как более двадцати лет назад познакомилась с отцом Петром, с каким интересом ходила на проводимые им беседы в краевую библиотеку им. Лермонтова: тогда это было особое событие. А в храме уже на первой исповеди она поняла, что этот батюшка – тот человек, который может быть ей духовником. Когда его перевели в Татарку, группа прихожан, и Вера в том числе, туда постоянно наведывались к своему батюшке.
А когда вошли первый раз в ветхое сооружение, отданное храму Ксении, первое, что сделал отец Петр, – отслужил литургию. И сказал: надо строить церковь. Конечно, денег у них не было совсем. А ведь построили! Пережили всякое, в том числе всевозможные бюрократические препоны при оформлении земельного участка, из-за чего приходилось даже на какое-то время останавливать работы. Оказалось, к счастью. Потому как приглашенные потом строители, проверив фундамент, сказали: «Вам повезло, что остановили стройку, зато теперь грунт осел, спрессовался. А это значительно улучшило качество фундамента!». Не иначе, как сама Блаженная следила за ходом работ. Как тут не вспомнить предание о том, что Ксения тайком приносила кирпичи на сооружение храма на Смоленском кладбище ее родного Петербурга. Ныне совсем рядом с тем храмом часовня на месте ее упокоения...
Чудеса всегда сопутствовали и продолжают сопутствовать ее имени. Так, жительница Ставрополя Вера Колосовская впервые пришла к отцу Петру познакомиться, будучи в явном смятении, призналась, что привел ее сюда... чудный сон. В этом сне незнакомая женщина сказала ей: «Вот будет строиться храм Мне, и ты будешь помогать его строить». Так с тех пор вся ее семья – самые активные помощники, бетон их строительная фирма поставляет приходу самого лучшего качества, да и на иные просьбы откликается. Также общими усилиями собирали иконы для нового иконостаса, он хоть пока и временный (до окончательной отделки интерьера), но хотели достойно встретить эту особую – первую Пасху! Немалую помощь оказывает приходу известный православный меценат Аркадий Дранец, тот самый, что на свои средства построил в городе Михайловске детский сад, а храму Ксении он помог крышу накрыть, окна все сделал, престол, облачение на престол, привозил книги, иконы в подарок. Ажурное металлическое ограждение для необычного балкона, окружающего здание по всему внутреннему периметру, изготовил еще один верный сподвижник отца Петра, Олег Беловод. А сколько истинной поэзии привнесено в проект красавца храма его автором – архитектором Варварой Земцевой... Всю душу вкладывает в созидание Божьего Дома прораб Николай Ермолаев. Человек он хоть еще довольно молодой, но называть прораба почему-то хочется исключительно по имени-отчеству. Успев ранее поучаствовать в сооружениях нескольких храмов нашего края, к храму Ксении – самому величественному в его личной прорабской биографии – относится Николай Альбертович особенно трепетно. Он, кажется, никогда не уходит с объекта, знает тут каждую мелочь. Пес Джек на правах сторожа ходит за прорабом как привязанный, с восхищением взирая на то, как по его команде ладно и дружно трудятся здесь все-все – и бригада рабочих, и добровольные соработники. А уж когда появляется батюшка, все вокруг него собираются, ждут его слова, каждый словно желает показать, что сегодня удалось сделать... Потом выходят вместе на площадку перед храмом, глядя на открывающуюся перспективу, мечтают уже о том, как красиво будет здесь после того, как достроят пока наполовину готовую колокольню (колокола к ней уже сейчас нужны!), как благоустроят прилегающую территорию. Видя плоды трудов этих по-хорошему одержимых людей, невозможно сомневаться в грядущем исполнении их мечты. Они ведь столько повидали-испытали. Каким непростым был, вспоминает отец Петр, момент, когда уже поднимали стены, а столб линии электропередачи еще стоял прямо в храме! Дошли уже до уровня проводов, обратились в гор-электросеть и администрацию города. В итоге линию отсюда убрали вовсе, оставили лишь кабель для нужд храма. Опять матушка Ксения подсобила?..
На первой неделе Великого поста митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил в храме Ксении Петербургской богослужение с чтением канона Андрея Критского. Потом владыка осмотрел строящийся храм и благословил: приступить к регулярным богослужениям в нем начиная с Воскресения Христова.
Первая Пасха храма – особый день, долгожданный. Не сомневаюсь, у отца Петра уже есть в душе слова, которые он скажет на этой знаменательной службе своей пастве. Он вообще много и часто разговаривает с народом, по воскресеньям к нему на беседы приходят самые разные люди, причем не обязательно прихожане этого храма. О чем их разговор? Батюшка сосредоточен на самой сути веры и отношении к ней человека:
– Как прийти к Богу? Для чего мы молимся? Что такое цель жизни? К какому концу мы стремимся? С одной стороны, все мы существа телесные, плотские, а с другой – мы ангелы и живем жизнью небесной, с Богом, со святыми. И важно научиться понимать: то ли мы живем в теле и радуемся небесному, то ли живем на небе и сочувствуем телесному. Духом мы чувствуем Бога и святых, а телом чувствуем друг друга, мир, окружающий нас... Хотя большинство нынешних прихожан люди грамотные, образованные, но в вопросах веры они часто почти ничего не знают, приходится объяснять, начиная с самого простого – как вести себя в храме, например.
Отец Петр уверен: всю его жизнь незримо-явственно помогает ему Ксения Блаженная, начиная с учебы в Московской семинарии, потом в академии. Теперь они вместе с ней храм строят: он – как человек, она – как ангел Божий. Строят не для себя, конечно, а для людей, для Града Креста. При этом батюшка поясняет:
– У нас с вами два храма: один материальный – здание церкви, другой – душа человека, и именно душа – самый важный храм. Если мы будем строить только здания, а храм души не будем созидать, тогда все храмы-здания останутся чистой бутафорией...
Как настоятель храма отец Петр, конечно, человек дела, недаром ему столько удалось, но и слушать кандидата богословия отца Петра – философа можно часами, так интересны, так нестандартны и вместе с тем просты его мысли о Боге, душе, вечности... Знакомые тексты Писания предстают такими ясными, такими вдруг близкими. Батюшке хочется, чтобы кроме мирских повседневных сует нашей важной заботой была проблема Рая и ада. Да, именно так. Люди мирской суеты, отмечает отец Петр, все время чего-то хотят, чем-то очаровываются и в чем-то разочаровываются – ад ненасытен... Мне же представляется, что тут, на ранее запущенном кусочке городской земли, словно уже появился небольшой островок Рая, созданного руками человеческими. Да, соглашается батюшка, ведь храм – это и есть Рай, тут Бог присутствует.
Теперь уже трудно представить первые Пасхальные крестные ходы прихожан храма Ксении: тогда даже обойти, как положено, все здание было невозможно, потому как половину его занимают жильцы. (Да!) И прихожане взяли за правило с хоругвями и иконами проходить мимо ближайших десятиэтажек. Местное население удивилось, потом одобрило, а многие присоединились. Сегодня наконец Крестный ход пройдет так, как надо. И прославляя Воскресение Христово, клиросный хор под руководством регента матушки Татьяны Федоровны пропоет чудесный Пасхальный тропарь. И все прихожане порадуются и светлому празднику, и началу богослужебной жизни нового храма: «Радуйся, Ксения Блаженная, молитвенница о душах наших. Радуйся, немощных в вере укрепляющая. Радуйся, духов злобы посрамляющая. Радуйся, житием своим Ангелов удивившая».
Все они, созидатели храма, – тоже «житием» своим ангелов удивившие. У них, конечно, впереди еще трудов очень много, от убранства церковного до будущей росписи стен. Но трудами этих людей не испугаешь. Наоборот, кажется, им чем труднее – тем интереснее.
11 апреля 2015 года