Чего ждать ставропольским курортам от нового закона о Кавминводах
Ольга Рухуллаева изложила концепцию этого документа. По ее словам, в будущем законе прежде всего будут четко определены границы курортного региона. Если во времена Советского Союза он целиком располагался на территории Ставрополья, то сейчас включает в себя зоны формирования минеральных вод на территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Эти границы для курортного региона предлагает установить и новый законопроект. Также в нем предполагается зафиксировать действующие зоны санитарной охраны. Второе принципиальное положение законопроекта – зафиксировать особый режим охраны природных лечебных ресурсов, добычи минеральных вод и определить особенности обеспечения экологической безопасности. Наконец, третий блок – создать условия и стимулы для формирования «точек роста» и экономического развития данной территории. С этой целью увязать развитие санаторно-курортного комплекса с развитием городов, где есть и промышленность, и другие отрасли экономики. То есть создать некий симбиоз.
Для того чтобы обеспечить экономические стимулы, разработчики законопроекта о КМВ предлагают сформировать лечебно-оздоровительный кластер. Партнерами в рамках этого кластера прежде всего станут существующие лечебно-оздоровительные учреждения, а также те, которые будут созданы в результате реализации инвестиционных проектов. Но, разумеется, только на добровольной основе. В состав кластера также войдет сфера обслуживания отдыхающих и общекурортная инфраструктура: парки, бюветы и так далее. Для координации деятельности всех участников лечебно-оздоровительного кластера будет создана управляющая компания, которая разработает общую программу развития.
При этом, как пояснила Ольга Рухуллаева, управляющая компания не будет управлять каждым учреждением, входящим в кластер, – главврачи и директора санаториев останутся на своих местах. Будут заключаться договоры о сотрудничестве между управляющей компанией и каждым участником кластера.
– Управляющая компания не подменяет муниципалитеты, – особо подчеркнула О. Рухуллаева. – Более того, вообще никак с ними не пересекается.
Это утверждение директора департамента у представителей муниципалитетов вызвало серьезные сомнения. Так, заведующий отделом аппарата Думы Пятигорска Владимир Веретенников заявил, что основная функция органов местного самоуправления городов-курортов как раз в том и состоит, чтобы содержать курорт.
– Функции управляющей компании будут пересекаться с функциями муниципалитетов во многих точках, – настаивал Владимир Веретенников.
Представители Минкавказа согласились, что это положение законопроекта следует обсудить более детально.
Глава Ессентуков Лариса Писаренко подробно остановилась на возможных вариантах использования освоенных городских территорий, находящихся в пределах исторической курортной зоны. Она также заметила, что природоохранная составляющая в законопроекте отражена недостаточно.
В свою очередь, О. Рухуллаева заявила, что на Кавминводах следует установить отличные от практикующихся в других регионах страны режимы охраны природы:
– Они, наверное, будут компромиссными между теми очень жесткими режимами, которые существуют сейчас и очень ограничивают развитие городов, и первоначально предложенными разработчиками законопроекта «мягкими» режимами.
При этом директор департамента признала, что даже нынешние жесткие режимы охраны природы по факту на Кавминводах не соблюдаются. Спрашивается, что же останется от лечебно-оздоровительных природных факторов в сильно перенаселенном, напичканном множеством предприятий, не имеющих отношения к курортной сфере, загазованном выхлопами сотен тысяч автомобилей курортном регионе, если здесь будут введены «мягкие» или даже «компромиссные» природоохранные режимы.
Увы, не прозвучало из уст представителей Минкавказа и того, чего от них ждут все, у кого болит душа за уникальный уголок России. Четкого, принципиального заявления, что безусловным приоритетом нового закона будет сохранение природных богатств курортного региона КМВ.
10 апреля 2015 года