07:00, 25 марта 2015 года

По путям-дорогам фронтовым Ивана Ашихмина

В семье моего мужа о жизни деда просто легенды ходили. Говорили, что он будто бы был водителем у самого Клима Ворошилова. Увлекался мотоциклами и не раз становился победителем мотоциклетных гонок. Подписи на фото свидетельствуют: служил в болотистых белорусских краях. Фотография с орденами тоже есть. А подтверждение находим в строках документов, опубликованных электронным банком «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», в разделе «Люди и награды».

Гвардии капитан, а впоследствии гвардии майор Иван Прокофьевич Ашихмин был призван в армию из Ставрополя. Описывая подвиги, за которые им были получены ордена Отечественной войны I степени и Красной Звезды, архивные материалы сообщают, что был он помощником командира полка по технической части. Полк в начале 1943 года был укомплектован автомашинами ГАЗ-АА. Не получая возможности проходить ни средний, ни капитальный ремонт, полковые машины уже за полтора года эксплуатации имели пробег по 45 – 50 тысяч километров. Именно Иван Ашихмин в трудных полевых условиях организовал доброкачественный и быстрый ремонт автомашин силами «летучек». Это способствовало увеличению срока действия машин, освобождая полк от отправки их в ремонтные мастерские.

Насколько трудны были эти самые «полевые условия»? Шли бои в Прибалтике. Темной ночью в условиях бездорожья необходимо было доставить боеприпасы из района Ауце. Колонну возглавил И. Ашихмин. «При подходе машин к огневым позициям противник подверг колонну сильному артиллерийскому огню. Одна из автомашин в результате обстрела была повреждена, водитель ее ранен. Под разрывами снарядов тов. Ашихмин быстро рассредоточил автомашины, вывел их из зоны огня. Затем бросился к машине, получившей повреждения, устранил их, лично вывел машину в укрытие». Колонна вовремя прибыла к месту назначения. Это и были военные будни механика Ивана Ашихмина. Еще одним важным направлением являлась работа по повышению знаний шоферов. Стоит только вдуматься в скупые слова документа: «Им вновь подготовлены и сдали экзамены 67 человек». Ничего себе! И это тоже в тех же «полевых условиях»... Так день за днем шел он по военным дорогам Кенигсберга (Калининград), Прибалтики, Белоруссии, Кубани, воевал на Курской дуге. Боевой путь его закончился и вовсе на другом конце страны – на Южном Сахалине.

После войны бесценный опыт водителя, механика и преподавателя, конечно же, здорово пригодился: Иван Прокофьевич преподавал в школе механиков и был там завучем. В последние годы трудился инженером по технике безопасности автотранспортного предприятия №1 объединения «Крайколхозстрой».

Не стало Ивана Прокофьевича в 1979 году, незадолго до его 70-летия, остались только отрывки воспоминаний да фотографии. Оказалось, что есть такие свидетельства не только в Ставрополе. Единственная фотография деда Ивана, хранимая и опубликованная в социальной сети родственником, ищущим его родного брата Василия, «выстрелила»: помогла найтись целому родственному клану. Такие вот мирные последствия военной судьбы Ивана Ашихмина. 

Антонина АШИХМИНА
«По путям-дорогам фронтовым»
Газета «Ставропольская правда»
25 марта 2015 года